Сокращённый вариант 2 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике
Завьялов В.Ю.
11. Четвертый этап: Терапевтическая идея
Микрооткрытие совершено, что дальше? Является ли оно
«терапевтической идеей», т.е. такой идеей, которая станет основой
исцеления? Достаточно ли этого, чтобы действительно помочь человеку,
нуждающемуся в помощи?
Нет. Пока не произошел выбор в пользу нового поведения, пока человек не взял на себя ответственность за свой выбор, терапия не может быть не только «законченной», но и вообще называться именно «терапией». Микрооткрытие еще не факт того, что клиент понял, определил для себя новую идею, сделал ее основой выбора.
Нет. Пока не произошел выбор в пользу нового поведения, пока человек не взял на себя ответственность за свой выбор, терапия не может быть не только «законченной», но и вообще называться именно «терапией». Микрооткрытие еще не факт того, что клиент понял, определил для себя новую идею, сделал ее основой выбора.
Принцип «дилеммы выбора» в дианализе — это основная
терапевтическая процедура, поэтому новая для клиента идея становится
«терапевтической идеей» только тогда:
когда она рождена от «своей матери» — от заявленной проблемы клиента (1),
является противоположностью этой проблемы-симптома (2),
выражена на языке клиента (3),
определена им понятным образом как альтернатива выбора (4),
готова воплотиться в действие (5),
логически связана с общими задачами жизни клиента (6),
может быть перенесена на иные сферы жизни (7),
ведет к расширению участия в жизни (8),
ведет к смене манеры потребления (9),
увеличивает психологический и биологический иммунитет (10).
Это – дианалитический декалог или десять принципов, основной инструмент дианалитика, с помощью которого проводится любая форма консультирования и терапии, включая и. Чтобы стать именно «терапевтической»,
Идея «пробегает» по этим десяти ступенькам дианализа:
Диада Диагнозис Диалог Дилемма Динамика Диалектика Диверсификация Дивергенция Диететика Диатриба |
Эти «ступеньки» названы мною специально так, чтобы начало у всех
было одинаковым – «ди». Начало одинаково, но принципы разные, хотя и
перекрывают друг друга в некотором смысле.
Декалог –
одна система, единая, интегративная, но с множеством «расходящихся
тропинок».
В дискуссии подведение человека к альтернативе выбора – это
«момент истины». Это то состояние, когда клиент, выйдя из
парадоксального противостояния различных мнений, определив для себя
сущность происходящего в нем, готов действовать по-новому и соглашается
вести себя по новому плану.
Проще говоря, клиент отказывается либо от своего заблуждения (симптома) в пользу новой для себя идеи, либо от новой идеи, «не понимает» ее или не принимает по какой-то причине и отбрасывает. Если он не принимает какой-то парадоксальной идеи как альтернативы симптому, то дианалитик просто-напросто готовит следующий парадокс и ведет дискуссию под другим углом, по разным направлениям, пока клиент не выберет подходящий и понятный для него вариант нового определения своей проблемы как «терапевтической идеи».
Проще говоря, клиент отказывается либо от своего заблуждения (симптома) в пользу новой для себя идеи, либо от новой идеи, «не понимает» ее или не принимает по какой-то причине и отбрасывает. Если он не принимает какой-то парадоксальной идеи как альтернативы симптому, то дианалитик просто-напросто готовит следующий парадокс и ведет дискуссию под другим углом, по разным направлениям, пока клиент не выберет подходящий и понятный для него вариант нового определения своей проблемы как «терапевтической идеи».
Пример 3.6.
Молодая женщина жалуется на страх высоты, который мешает ей. Когда она вспоминает случаи падения с высоты, то использует выражение: «У меня все внутри обрывается, когда я просто представляю, как я падаю и приближаюсь к земле». Проблема была сформулирована ею на «соматическом» (телесном) языке — как «обрыв» какой-то надежной связи. Парадоксальным утверждением в дискуссии с ней стало понятие «страховки», то есть некоего приспособления, которое задерживает падение на землю или делает приземление комфортным.
Молодая женщина жалуется на страх высоты, который мешает ей. Когда она вспоминает случаи падения с высоты, то использует выражение: «У меня все внутри обрывается, когда я просто представляю, как я падаю и приближаюсь к земле». Проблема была сформулирована ею на «соматическом» (телесном) языке — как «обрыв» какой-то надежной связи. Парадоксальным утверждением в дискуссии с ней стало понятие «страховки», то есть некоего приспособления, которое задерживает падение на землю или делает приземление комфортным.
- - Со страховкой опускаться медленно-медленно с высоты на землю страшно?
- - Нет, со страховкой — другое дело.
- - А прыгать в яму, которая наполнена цветными шарами или пуховыми подушками, страшно?
- - Нет, это даже весело, падать так.
- - Это развлечение, аттракцион, радость?
- - Да, это радость.
- - Получается, что преодоление реальной опасности высоты и
страха высоты вот таким способом — со страховкой — не опасно и
радостно?
- - Да, получается, что не опасно, можно даже развлекаться.
Далее в беседе были перечислены другие виды страховок: перила на
балконе, заграждения от случайных падений, парашюты, глубокий снег и пр.
После этого клиентка смогла спокойно обсуждать темы, связанные с
высотой: лучшее обозрение с высоты, «господствующая высота», высота как
достижение и т. д. Таким образом, с помощью терапевтической идеи
«необрывающейся» страховки, клиентка преодолела тенденцию избегать
высоты даже в мыслях, на когнитивном уровне. Она готова учиться падать
со страховкой и занимать «господствующие высоты».
Ход дискуссии по этапам:
1 этап. «Проблема» — опасное падение из-за «обрывания» связи с устойчивым основанием. Это – «тезис», мнение клиента о том, что высота чревата падениями. Опыт детства, падение в яму с водой, являлся тому подтверждением.
2 этап. Универсальная страховка от падений с высоты — «антитезис», ведущий к парадоксу: падать очень опасно, но весело и приятно.
3 этап. Микрооткрытие — техника безопасного приземления, основанная на определении сущности проблемы — гравитация, неизбежная на земной поверхности. Отсюда — надувные баллоны, делающие безопасным падение, парашюты и другие виды «страховок».
4 этап. «Терапевтическая идея» — подготовленное, безопасное, осмысленное, натренированное падение, то есть «умение падать». Выбранная новая стратегия — не избегать высоты и падений, а стремиться найти возможность «упасть» с доступной высоты технически грамотно, без повреждений и даже с удовольствием. Клиентка отказалась от заблуждений в отношении невозможности безопасного падения.
5 этап. "Миф о безопасном падении " ("ангелы на крыльях принесут к земле").Оно возможно, безопасное падение. Человечество придумало громадное количество приспособлений для безопасного приземления с высоты, для безопасного падения и пр. Падать и опасно, и безопасно — все зависит от намерений самого человека, оттого, что он хочет — разбиться или развлечься.