Сокращённый вариант 2 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике
Завьялов В.Ю.
12. Пятый этап: Персональный миф
Дианалитическая дискуссия завершается появлением «персонального
мифа». Дискуссии не уместны и просто смешны в мифическом пространстве.
Миф либо принимается как некий «общий смысл жизни личности», либо не
принимается. В дианализе используется трактовка мифа, данная А. Ф.
Лосевым. Миф – это чудесная история личности, данная в словах. В мифе
осуществляются мечты и потенции конкретной личности клиента.
«Персональный миф» - это единственный способ удержать смысловое единство
человека, его Личность.
Все остальное рассыпается на свои составные
части – отношения, свойства, навыки, знания, способности, таланты,
страсти, влечения, образы и т.д. Понятие мифа очень важно для других
форм дианалитического консультирования — имагинации и амплификации. В
дискуссии важен не сам по себе миф, а граница между фактически данной
идеей преображения собственного поведения, и мифически данной общей
идеей личности.
Пример 3.6. (продолжение)
В беседе с клиенткой выяснилось попутно при обсуждении «неизбегания
Высоты» то, что ей было очень важно занимать какое-то высокое положение в
жизни: она любила бывать на балконе, она видела сны о полетах, ей
понравился образ «сторожевой башни», она вспоминала сказки о богатырях,
которые несли дозор на башне и охраняли территорию. Наконец, был еще и
образ «духовной Высоты», высокой точки зрения, с которой «обозревалась»
личная жизнь клиентки.
С точки зрения «персонального и мифа», проблематика клиентки
определилась в общих чертах примерно так: «хозяйка сторожевой башни,
теряющая это высокое положение». Идея личности клиентки потенциально
имела такой смысл: «Обладание Высоким Положением». Страх высоты
косвенным образом свидетельствовал о ее тайном желании сохранить эту
Высоту, во что бы то ни стало. То, что особенно дорого человеку, страшно
потерять даже в фантазиях.
При обсуждении «персонального мифа» все эти затронутые смыслы были
отделены от самой терапевтической идеи «необрывающейся страховки»
четкими смысловыми границами. Для чего?
Чтобы не вносить сложности в
жизнь клиентки, не «комплексовать» ее. Если не проводить таких границ
между реальностью и фантазиями, то человек будет мечтать о несбыточном и
не будет стремиться реализовать реальную программу обновления
поведения. Например, наша клиентка могла бы всю жизнь мечтать построить
дом со «сторожевой башней» и всю жизнь испытывать разочарование оттого,
что это не возможно сделать.
Путь к неврозу устлан такими несбыточными мечтами и стремлениями к
фиктивным целям. Как в свое время показал А. Адлер, комплекс
неполноценности развивается из-за неудовлетворенных амбиций, из-за
невозможности достичь желанной цели, какая бы она ни была по содержанию.
Фиктивные невротические цели, известные как культур-иммагинации, — это
Вавилонская башня (символ гордыни и соревнования с Богом), полеты Икара,
Горние места, то есть горы — символ гордости и т.д.
В дискуссии важно обговаривать все, что интересует и волнует клиента, и
все это обозначать четкими понятийными, смысловыми границами. Ум,
переставший «рыскать» за границами понятий, переставший незаконно
«переходить» границы понятий, перестает создавать «суету», хаос мыслей,
тревогу и страх!
В когнитивной терапии Аарона Бэка, например, «персонализация» — один из
способов искажения здравого смысла, когнитивная ошибка. Человек как бы
отклоняется от объективности в восприятии действительности, мыслит
«слишком» личностно, «от себя», а не от лица всех. Да, с точки зрения
представлений о том, что «истина» — это то, что принадлежит всем, а не
кому-то одному, «персонализация» идеи есть очень сильное отклонение от
коллективной правды жизни. Однако, убери эту персонализацию вообще из
жизни человека, и тогда во что он превратится?
Правильно, в логическую,
мыслящую машину, которая не терпит никаких «персоналистических»
искажений, ошибок, пристрастий, предвзятостей, личных вкусов, личных
предубеждений и идиосинкразий — нетерпимости к чему-то. Человек как
личность никогда не бывает «объективным». И, слава Богу!