Сокращённый вариант 2 главы «Элементарного учебника дианализа»,
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике
Завьялов В.Ю.
13. Символика Лука и Лиры
Дискуссия как философский спор об истине, как искусство
интеллектуальной борьбы за правду относится к так называемой
«агональной» коммуникации – соперничеству. Гераклит, которого Гегель
считал «отцом диалектики», вывел два принципа существования
противоположностей.
Об одном хорошо известно – это принцип борьбы (и единства) противоположностей. О другом – принципе гармонии – известно не много. Гераклит говорил, что «война есть отец всех вещей», и столкновение противоположностей порождает новое бытие. По другому принципу – из противоположностей рождается прекраснейшая гармония.
Об одном хорошо известно – это принцип борьбы (и единства) противоположностей. О другом – принципе гармонии – известно не много. Гераклит говорил, что «война есть отец всех вещей», и столкновение противоположностей порождает новое бытие. По другому принципу – из противоположностей рождается прекраснейшая гармония.
Этот принцип проявляется в символе «Лук и Лира».
Лук есть система противоборствующих сил, и чем сильнее напряжение
отталкивающихся полюсов, тем лучше лук. Уменьшить или уничтожить
сопротивление обоих концов лука – значит, превратить тетиву боевого лука
в струну лиры. Лира построена на том же принципе, как и лук: она есть
многострунный лук (как и всякий струнный инструмент), преображенный или
«сублимированный» лук (Б.П. Вышеславский). Здесь мы можем наглядно
созерцать и даже слышать, как из противоборства возникает прекраснейшая
гармония.
Символ «Лука и Лиры» выражает принцип войны и мира: война
разделяет, мир объединяет. Русский философ Б.П. Вышеславский в работах
«Этика преображенного эроса», и «Философская нищета марксизма» говорит о
том, что диалектика имеет два принципа: война и мир, антагонизм и
гармония, взаимопожирание и взаимопитание противоположностей. При этом
второй принцип - мира и гармонии - перевешивает, он дает всему смысл,
ценность и бытие: война существует ради мира, а не мир ради войны; мир
может обойтись и без войны, но война не может обойтись без мира.
Вышеславский считает, что есть «особое искусство преодоления
противоречий»: не устраняя, не скрывая, не замалчивая, не отрицая
противоречий, раскрытие их и преображение в новые формы гармонии.
Таким искусством в области реальной помощи человеку и является
дианализ. Формула дианализа: примирение неизбежных противоречий жизни
личности.
Если расписать по строкам табличной формы пентады, то получим:
1. Примирение
2. Неизбежных
3. Противоречий
4. Жизни
5. Личности
«Примирение» – начало начал. В формуле
дианализа «спрятана Лира», которая «примиряет», т.е. по принципу мира
гармонизирует противоположности и противоречия, которые неизбежны в
жизни человека.
«Неизбежность» противоречий поставлена в
формуле на второе место (второе начало пентады), что означает
познаваемость этих противоречий. Терапия – это открытое рассмотрение
противоречий. Болезнь – бегство от познания. Дискуссия исцеляет тем, что
прекращает вечное убегание от правды, от проблемы, от противоречий,
которые живут только тогда, когда сталкиваются и «искрят». Это – «Лук»,
символ бескомпромиссной борьбы, взаимоуничтожения противоречий. Познание
уничтожает противоречия, ставя пределы, «определяя» противоречие!
Познание порождает новые противоречия, раздвигая границы знания в
сторону незнания.
«Противоречия» поставлены на третье место –
Становление. Только противоречия и толкают человека в своем развитии.
Это понимают почти во всех «модальностях» психотерапии и теориях
личности. Чтобы быть личностью необходимо постоянно преодолевать себя
самого, без конца противоречить самому себе!
«Жизнь» всегда есть факт, с которым необходимо считаться, поэтому в формуле это понятие на месте Ставшего, факта.
«Личность» – смысловое всеединство человека,
возможное только в мифе и средствами мифа – «логики чудесного»,
абсолютной диалектики. Фактичность личности есть ее обычная повседневная
жизнь во всех мельчайших проявлениях. Сколько бы человек не жил, хоть
968 лет, как Мафусаил, он не сможет проявить все свое потенциальное
богатство. В пространстве мифа это возможно. В мифе человек всегда
Личность, всегда дана вся целиком, не частями.