Сокращённый вариант 2 главы "Элементарного учебника дианализа"
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике
ссылки, комментарии и приложения см. в ученике
14. Результаты дискуссии: Homo Sapiens
Человек есть ум.
Амвросий
«Я не верующий, я думающий!». Во второй форме необходимо
думать. Думать – привилегия человека, это – приоритет, который не
отменяет веру в человека, как в первой форме, однако и вера в человека
есть одна из форм знания. Знание всегда предметно. Если есть предмет
знания, значит есть его мыслимые границы-пределы, значит этот предмет
определен.
Вера должна иметь свой предмет, иначе не о чем говорить – вера ни во что не есть «вера». Если вера имеет свой определенный предмет, значит, вера и есть знание. Все может стать предметом мысли человека разумного. Познание, гнозис – самое главное отличие человека от животного. У животных, конечно, есть «зачатки» интеллекта и мышления, пространственной ориентации, вероятностного прогнозирования и прочих психических функций, но нет такого гнозиса, каким обладает человек.
Вера должна иметь свой предмет, иначе не о чем говорить – вера ни во что не есть «вера». Если вера имеет свой определенный предмет, значит, вера и есть знание. Все может стать предметом мысли человека разумного. Познание, гнозис – самое главное отличие человека от животного. У животных, конечно, есть «зачатки» интеллекта и мышления, пространственной ориентации, вероятностного прогнозирования и прочих психических функций, но нет такого гнозиса, каким обладает человек.
Человек познает свое познание, познает свое незнание, познает
знание своего незнания и т.д.
Человек – мыслящее существо. В этом форма «Дискуссия» похожа на
современную когнитивную терапию Аарона Бека и Альберта Эллиса. В своих
работах они часто ссылаются на философа-стоика Эпиктета, который сказал:
"Вред людям приносят не приходящие с ними события, а их собственные
взгляды, оценки и мнения по поводу этих событий". Ницше еще определенней
высказывался: «Нет фактов, есть интерпретации». Писатель Грибоедов
заканчивает эту мысль: «Горе от ума».
Ум – обоюдоострый «меч», который режет-анализирует факты в
противоположных направлениях.
Первым философом и «ментальным терапевтом», вероятно, был
Пифагор. Он учил своих учеников искусству перерабатывать знания, как
переваривает желудок пишу. Каждое утро его ученики гуляли в одиночестве
около 4 часов и размышляли определенным образом. Сначала бралось
воспоминание о событиях прошлого дня, и ставился вопрос «Что в этом
плохого?»
Ум находил ответ. Этот ответ обдумывался и ставился следующий вопрос «Что в этом плохом хорошего?». Потом снова вопрос: «Что в этом хорошем плохого?» Если все это делать честно, то примерно с 7-8 пары вопросов ум уходит очень далеко от начального предмета. Ученики Пифагора, тренируя таким образом свое мышление, становились необыкновенно смелыми людьми: их не страшили никакие понятия!
Ум находил ответ. Этот ответ обдумывался и ставился следующий вопрос «Что в этом плохом хорошего?». Потом снова вопрос: «Что в этом хорошем плохого?» Если все это делать честно, то примерно с 7-8 пары вопросов ум уходит очень далеко от начального предмета. Ученики Пифагора, тренируя таким образом свое мышление, становились необыкновенно смелыми людьми: их не страшили никакие понятия!
В «Дискуссии» необходимо подойти к «сложной простоте»
терапевтической диалектики Homo sapiens, а, говоря словами Сократа –
помочь родиться Человеку Мыслящему, стать вполне Homo sapiens. Самое
интересное и трудное в дианализе – научить клиента мыслить
самостоятельно, по научному, т.е. сомневаться во всем, в том числе в
своих выводах о собственном несчастье. Самостоятельное мышление
независимо от предшествующих выводов, оно свободно в поиске истины, оно
может идти в любом направлении и к любой цели! Заставь человека мыслить
дисциплинированно, а расхлябанному мышлению он и сам научится!
В дискуссии человек как бы повторяет эволюцию Человека
Разумного - идет от незнания к знанию, от непосредственного восприятия
реальности к абстрактной мысли, затем от мысли снова к реальности,
совершая научные открытия, не важно, какого масштаба. Терапевтическая
идея, выводящая клиента из парадоксальных заблуждений ума, есть
микрооткрытие, а оно всегда, как и научное открытие, подготовлено духом
просвещения, опытом преодоления ошибок, гением мыслителя парадоксами,
божественной случайностью, появляется чудесным образом.
Пушкинская пентада Человека Разумного
«Дух-Опыт-Парадокс-Случай-Чудо», открытая нами в дискуссии, есть
определение настоящего «Философского камня»: умения мыслить. Мыслить –
это пользоваться Разумом, который и есть настоящий управитель всем.