15.04.2019

Диасинтез

Часть 3. Диасинтез
Глава 16. Проблематизация

Диасинтез57


Что же у него получилось, в конце концов? «Маршрутизация мысли» выводит нас на такую последовательность:

- Факт - срыв трезвости, уход в запой.
- Явление - соблазнение «невидимыми» (не замечаемыми) стимулами.
- Объект - разъединённое страстью («жаждой алкоголя») собственное тело.
- Смысл (интерпретации) - возвращение к прошло— возрастной регресс.
- Сущность - терять «свой голос», т.е. «отдать голос» («проголосовать») за другого.
- Субъект - единый центр собственной личности, Имя, «твердыня», который воспринимается ошибочно как «чужая воля».

Корень проблемы — соблазн, смысл которого заключается в передаче полномочий другому лицу, т.е. передача власти, «избрание» или «голосование» в пользу другого субъекта выбора и воли, а не себя самого.

На  рис.9 (нажать чтобы увеличить) приводится схема диасинтеза понятия «Соблазн».


 Получается такой расклад противоположных тенденций:
 Реальность происходящего с клиентом следующая:
 -  Факт — срыв трезвости, «УХОД» в запой, настоящее.
Смысл (интерпретация) — возвращение к прошлому, привычке «расслабляться». Реальность, в которой живёт Ноди, есть синтез настоящего и прошлого — запой, как настоящее, воспроизводящее прошлое. В таком синтезе нет будущего, поэтому срывы и запои повторяются с удручающим однообразием. Жизнь Ноди абсолютно предсказуема, в ней нет неожиданных изменений. Для выхода из этого положения есть, конечно, очень понятный и проверенный вариант синтеза: настоящее есть синтез прошлого и будущего. Без такого надёжного синтеза рвётся «связь времён».

В Символе синтезируются явление и сущность:
Явление — соблазнение «невидимыми» (не замечаемыми) стимулами. Ноди так и говорит: «Зелёный змий». Естественно, что это не реальный объект и не галлюцинаторный образ («белой горячки» у Ноди ещё не было), это — образ-понятие для выражения тех невидимых сигналов соблазнения, который, как «триггеры» запускают автоматизм алкогольного поведения.

Сущность — терять «свой голос», т.е. «отдать голос» («проголосовать») за другого. Быть «безголосым» это - быть бесправным, зависимым, безвольным. «Голос» сам по себе есть символ воли. Громогласность — яркий признак своевольного, властного, волевого и Целенаправленного поведения. Сначала в пространство, которое необходимо завоёвывать, проникает голос («глас вопиющего в пустыне»), а уж затем по «выпрямленным стезям» идёт сам обладатель голоса. На обычном психологическом языке это означает планировать собственную жизнь («провозглашать цель») и быть ответственным за выполнение плана («слушаться собственного голоса»). Потребление алкоголя, как и запланировано самим рынком этой продукции, заменяет собственное планирование исполнением воли «Зелёного Змия»

Личность мы понимаем как синтез субъекта и объекта (объектов):
Объект — разъединённое страстью («жаждой алкоголя») собственное тело. Тело Ноди уже не есть единство, а представляет собой «разобранную» (эклектичную) систему отдельных «субтел»(«локальная воля» по В.Челидзе). Анатомически, как известно, тело состоит из органов и систем, системы из подсистем, подсистемы из под-подсистем и т.д. до отдельной клетки, которая сама по себе есть отдельная, самоуправляемая система, которую биологи называют иногда «субъектом». 

Системы тела постоянно объединяются в так называемые «функциональные системы», т.е. образуют некую новую, невиданную систему(«соматический кентавр»), предназначенную для достижения определённой пели. Чем сложней это достижение, чем значительнее и величественнее поставленная цель, тем большую «функциональную систему» необходимо построить из имеющихся органов и систем (мышечная система, как орган движения к целям, орган моделирования этого движения, орган мышления, как это было описано в 2 части). 

Достижение алкогольной эйфории («расслабления» и «локального счастья») цель легко достижимая, не требующая особых затрат, особой сложности «функциональной системы», поэтому систематическое достижение такой легко достижимой цели и приводит к деградации систем управления целями в жизни. Вот Ноди рассказывал, что чувствует перед запоем какое-то странное ощущение в лобной части головы: «как будто упираешься в неподвижную стену». 

Если голова нужна только для упора в стенку, то такая цель достижима даже в состоянии тяжелейшего алкогольного опьянения, когда мужчины обычно добираются домой на «автопилоте». Организм Ноди готовится к достижению главной Цели -  выдержать испытание алкогольной нагрузкой: голова готовится упереться «рогами» в стенку, «теснение в груди» есть что-то похожее на подготовку пережить кислородное голодание во время алкогольной интоксикации, «нижняя часть сердца», как известно из христианских источников, есть сосредоточие человеческих пороков и страстей, это — «функциональная система подготовки к соблазнению: «меня обманывать (соблазнять) не нужно, я сам обманываться (соблазниться) рад».

Субъект — сам Ноди, не «кто-то в нём», а он сам, единственный и неповторимый. Современные психологи страшно запутали вопрос о субъекте, подменив понятие «субъект» на разного рода «селфи», «подсознание», «субличности» и прочее. 

Субъект есть полная противоположность объекту. Больше ничего внятного о субъекте сказать нельзя. Субъект выражает себя в собственном имени. У Ноди есть собственное имя, через него субъект и выражает себя. Ноди не понимал в точности, что под его собственным именем (субъектом, субъективной направленностью) скрывались иные объекты (объективные обстоятельства жизни), например, навязанная кем-то воля к потреблению спиртного. 

Эту страсть Ноди считал своим «субъектом»: «Это же моё желание». Желание, конечно, его «собственность». Но желание не есть «субъект», т.е. центр его личности. Это было трагической ошибкой Ноди, главным его заблуждением - считать желание источником воли, проявлением свободы! 

Чтобы приблизиться к пониманию своего субъективного состояния, субъекта, надо было очистить мысль о субъекте от всех возможных объективизаций — воплощений мысли, идей, от всяких объектов. 

Для этого, учитывая знание Ноди библейских текстов, была использована метафора «Игольное ушко». Известно, что в одной из своих притч Иисус Христос говорил, что богатому и счастливому от земных радостей человеку также трудно попасть в Царство небесное, как верблюду пролезть через игольное ушко. 

Субъективный центр личности и есть это «игольное ушко», через которое не пролезет никакое желание, никакой предмет мысли. Следовательно, центр всегда будет пустым и чистым! 

Оказалось, что Ноди бывал в Израиле и сам пролезал через узкую щель у входа в храм «Судных врат» в Иерусалиме58 , которая так и называется «Игольное ушко». Данная аллегория помогла Ноди понять, что в точку субъекта ничто не может «пролезть», никакое желание выпить. 

Личностный смысл, смысл личной свободы выбора может пройти через эти узкие врата, а вот желания, страсти, любые объекты привязанности — нет. Это необыкновенно вдохновило Ноди. Он попросил у меня схему, сказав, что повесит её на дверях кельи, и будет размышлять над этой новой схемой собственной души. Через 8 месяцев я узнал, что Ноди совсем не выпивает, ведёт скромный образ жизни, поддерживает нормальные взаимоотношения с друзьями, стал спокойным и уравновешенным.
________________

  57 Диасинтезом в дианализе в прошлом называлась только третья форма ведения терапии и консультирования («терапия непрерывностью»), в которой предметом реорганизации служит образная система мышления. Термин «диасинтез» в данном случае является дополнением к термину «дианализ». Анализ противоположностей, которые должны быть как-то синтезированы, и неполный синтез которых приводит к трудностям, завершается в терапии и консультировании синтетической работой. Конечно, полного и гармонического синтеза добиться очень сложно. а часто и невозможно вовсе. Но терапия должна помочь человеку найти более полноценный вариант «неполного синтеза», который не будет создавать мучительных переживаний или нарушения функций.

58 В городских стенах восточных городов устраивались маленькие ворота, которые потом назвали «игольным ушком». Вечером ворота закрывались, чтобы жители города могли спокойно спать, не опасаясь прихода в город врагов. Если поздно ночью к городу подходили купцы, то они не должны были оставаться на ночь за городскими воротами, а протискивались в маленькие ворота. Нагруженные товаром верблюды не могли пройти через такие ворота. Отсюда, очевидно. и появилось выражение - «как верблюду протиснуться через «игольное ушко».

вся книга - читать по главам по  ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html