Часть 3. Диасинтез
Глава 16. Проблематизация
Диасинтез57
Что же у него получилось, в конце
концов? «Маршрутизация мысли» выводит нас на такую последовательность:
- Факт - срыв трезвости, уход в
запой.
- Явление - соблазнение
«невидимыми» (не замечаемыми) стимулами.
- Объект - разъединённое страстью
(«жаждой алкоголя») собственное тело.
- Смысл (интерпретации) - возвращение
к прошло— возрастной регресс.
- Сущность - терять «свой голос», т.е. «отдать голос» («проголосовать») за другого.
- Субъект - единый центр собственной личности, Имя, «твердыня», который воспринимается ошибочно как «чужая воля».
Корень проблемы — соблазн, смысл которого заключается в передаче полномочий другому лицу, т.е. передача власти, «избрание» или «голосование» в пользу другого субъекта выбора и воли, а не себя самого.
На рис.9 (нажать чтобы увеличить) приводится схема диасинтеза понятия «Соблазн».
Получается такой расклад противоположных тенденций:
Реальность происходящего с клиентом следующая:
- Факт — срыв трезвости, «УХОД» в запой, настоящее.
В Символе синтезируются явление и сущность:
Явление — соблазнение «невидимыми» (не замечаемыми) стимулами. Ноди
так и говорит: «Зелёный змий». Естественно, что это не реальный объект и не
галлюцинаторный образ («белой горячки» у Ноди ещё не было), это —
образ-понятие для выражения тех невидимых сигналов соблазнения, который, как
«триггеры» запускают автоматизм алкогольного поведения.
Сущность — терять «свой голос», т.е. «отдать голос» («проголосовать») за
другого. Быть «безголосым» это - быть бесправным, зависимым, безвольным.
«Голос» сам по себе есть символ воли. Громогласность — яркий признак
своевольного, властного, волевого и Целенаправленного поведения. Сначала в
пространство, которое необходимо завоёвывать, проникает голос («глас вопиющего
в пустыне»), а уж затем по «выпрямленным стезям» идёт сам обладатель голоса.
На обычном психологическом языке это означает планировать собственную жизнь
(«провозглашать цель») и быть ответственным за выполнение плана («слушаться
собственного голоса»). Потребление алкоголя, как и запланировано самим рынком
этой продукции, заменяет собственное планирование исполнением воли «Зелёного
Змия»
Личность мы понимаем как синтез субъекта и объекта (объектов):
Объект — разъединённое страстью («жаждой алкоголя») собственное тело.
Тело Ноди уже не есть единство, а
представляет собой «разобранную» (эклектичную) систему отдельных «субтел»(«локальная воля» по В.Челидзе). Анатомически, как известно, тело состоит из
органов и систем, системы из подсистем, подсистемы из под-подсистем и т.д. до
отдельной клетки, которая сама по себе есть отдельная, самоуправляемая система,
которую биологи называют иногда «субъектом».
Системы тела постоянно
объединяются в так называемые «функциональные системы», т.е. образуют некую
новую, невиданную систему(«соматический кентавр»), предназначенную для
достижения определённой пели. Чем сложней это достижение, чем значительнее и
величественнее поставленная цель, тем большую «функциональную систему»
необходимо построить из имеющихся органов и систем (мышечная система, как
орган движения к целям, орган моделирования этого движения, орган мышления,
как это было описано в 2 части).
Достижение алкогольной эйфории
(«расслабления» и «локального счастья») цель легко достижимая, не требующая особых затрат, особой сложности «функциональной системы», поэтому
систематическое достижение такой легко достижимой цели и приводит к деградации систем управления целями в жизни. Вот Ноди рассказывал, что чувствует
перед запоем какое-то странное ощущение в лобной части головы: «как будто
упираешься в неподвижную стену».
Если голова нужна только для упора в стенку,
то такая цель достижима даже в состоянии тяжелейшего алкогольного опьянения,
когда мужчины обычно добираются домой на «автопилоте». Организм Ноди
готовится к достижению главной Цели - выдержать испытание алкогольной нагрузкой:
голова готовится упереться «рогами» в стенку, «теснение в груди» есть что-то
похожее на подготовку пережить кислородное голодание во время алкогольной
интоксикации, «нижняя часть сердца», как известно из христианских источников, есть сосредоточие человеческих пороков
и страстей, это — «функциональная система подготовки к соблазнению: «меня
обманывать (соблазнять) не нужно, я сам обманываться (соблазниться) рад».
Субъект — сам Ноди, не «кто-то в нём», а он сам, единственный и
неповторимый. Современные психологи страшно запутали вопрос о субъекте,
подменив понятие «субъект» на разного рода «селфи», «подсознание»,
«субличности» и прочее.
Субъект есть полная противоположность объекту. Больше
ничего внятного о субъекте сказать нельзя. Субъект выражает себя в собственном
имени. У Ноди есть собственное имя, через него субъект и выражает себя. Ноди
не понимал в точности, что под его собственным именем (субъектом,
субъективной направленностью) скрывались иные объекты (объективные
обстоятельства жизни), например, навязанная кем-то воля к потреблению
спиртного.
Эту страсть Ноди считал своим «субъектом»: «Это же моё желание».
Желание, конечно, его «собственность». Но желание не есть «субъект», т.е.
центр его личности. Это было трагической ошибкой Ноди, главным его
заблуждением - считать желание источником воли, проявлением свободы!
Чтобы
приблизиться к пониманию своего субъективного состояния, субъекта, надо было
очистить мысль о субъекте от всех возможных объективизаций — воплощений мысли,
идей, от всяких объектов.
Для этого, учитывая знание Ноди библейских текстов,
была использована метафора «Игольное ушко». Известно, что в одной из своих
притч Иисус Христос говорил, что богатому и счастливому от земных радостей
человеку также трудно попасть в Царство небесное, как верблюду пролезть через
игольное ушко.
Субъективный центр личности и есть это «игольное ушко», через
которое не пролезет никакое желание, никакой предмет мысли. Следовательно, центр всегда будет пустым и
чистым!
Оказалось, что Ноди бывал в Израиле и сам пролезал через узкую щель у
входа в храм «Судных врат» в Иерусалиме58 , которая так и называется «Игольное
ушко». Данная аллегория помогла Ноди понять, что в точку субъекта ничто не
может «пролезть», никакое желание выпить.
Личностный смысл, смысл личной
свободы выбора может пройти через эти узкие врата, а вот желания, страсти,
любые объекты привязанности — нет. Это необыкновенно вдохновило Ноди. Он
попросил у меня схему, сказав, что повесит её на дверях кельи, и будет
размышлять над этой новой схемой собственной души. Через 8 месяцев я узнал,
что Ноди совсем не выпивает, ведёт скромный образ жизни, поддерживает нормальные
взаимоотношения с друзьями, стал спокойным и уравновешенным.
________________
57 Диасинтезом в дианализе в прошлом называлась только третья
форма ведения терапии и консультирования («терапия непрерывностью»), в которой
предметом реорганизации служит образная система мышления. Термин «диасинтез» в
данном случае является дополнением к термину «дианализ». Анализ
противоположностей, которые должны быть как-то синтезированы, и неполный синтез
которых приводит к трудностям, завершается в терапии и консультировании
синтетической работой. Конечно, полного и гармонического синтеза добиться очень
сложно. а часто и невозможно вовсе. Но терапия должна помочь человеку найти более
полноценный вариант «неполного синтеза», который не будет создавать мучительных
переживаний или нарушения функций.
58 В городских стенах
восточных городов устраивались маленькие ворота, которые потом назвали
«игольным ушком». Вечером ворота закрывались, чтобы жители города могли
спокойно спать, не опасаясь прихода в город врагов. Если поздно ночью к городу
подходили купцы, то они не должны были оставаться на ночь за городскими
воротами, а протискивались в маленькие ворота. Нагруженные товаром верблюды не
могли пройти через такие ворота. Отсюда, очевидно. и появилось выражение - «как
верблюду протиснуться через «игольное ушко».
вся книга - читать по главам по ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html