Часть 3. диасинтез
Глава 17. Воплощение смысла
«Дианалитический крест»
В методологии Дианализа анализ и синтез практически не разделимы. Сам
термин «дианализ» не означает, что мы пользуемся только аналитическими методами исследования проблемы клиента. Дианализ - общее название и бренд данной методологии помощи, а не формулировка самой методологии. Анализируя как
бы раздельно личность, символ и реальность, а внутри каждой категории - составляющие эту категорию антиномии, мы в то же самое время находим смысловые связи, которые скрепляют, связывают смыслом, синтезируют расходящиеся в
анализе антиномии.
Это не просто выразить словами. Придётся пользоваться
парадоксальными утверждениями: «синтезирующий анализ», «аналитический синтез «находим синтез с помощью анализа», «хороший анализ есть синтез». В
лосевских текстах часто используется метафора «скрепы Бытия». Бытие без
оформляющее его смысла, распадается на мелкие факты, становится
«сверхтекучим» и преходящим.
Только слово и, следовательно, понятие, связывает распадающееся Бытие. Но, связывая и скрепляя Бытие, слово-понятие в тоже
самое время разделяет факты или отдельные фрагменты этого же самого Бытия, провозит «предел» (определение понятия) и границы между фрагментами
постоянно меняющегося Бытии.
Чтобы делать это одновременно - анализ и синтез, - необходимо научиться производить противоположные операции с
понятиями. Собственно, это и есть самая
настоящая Диалектика, как некий умственный процесс, как умное занятие:
одновременно анализировать, расчленять реальность, и синтезировать, скреплять смыслом части реальности.
Почти как в сказках о «мёртвой» и «живой» воде:
«мёртвая вода» есть «анализ», собирание разрозненных частей, которые не есть
ещё живой синтез, а «живая» вода есть полный «синтез», в котором уже нет
отдельных частей, нет «анализа», поскольку в ожившем теле всё связано в
единое. Какая техника мышления является аналогом «мёртвой» и «живой» воды?
Можно воспользоваться схемой под названием «дианалитический крест» из
методички по дианализу[14]. Это — логический «крест», образованный двумя
парами противоположных супер-категорий диалектики и центром, куда помещается
категория «сущность»:
- Тождество
- Различие
- Покой
- Движение
- Сущность
рис. 10 «Крест» супер-категорий диалектики
Эти категории «разлагают» любое понятие или «предмет мысли», включая и
симптом (на языке клиента любой симптом есть «проблема»), который в дианализе в
момент его ментальной обработки в голове консультанта также понимается как
«понятие» или «предмет мысли».
Первая пара «тождество-различие».
Любой предмет мысли всегда
тождественен самому себе, даже если он эволюционирует, изменяется в процессе
мышления, появляется либо исчезает. Без такого установления тождества
логическое мышление вообще невозможно (Закон тождества в формальной логике).
Любой предмет тождественен Другому предмету по каким-либо атрибутам,
например, по материалу, форме, качеству. Каждому предмету соответствует какой-либо аналог предмета или его
прототип. «Всё новое - хорошо забытое старое».
Этот афоризм выражает операцию
установления тождества. Однако без одновременного различения, установление
тождественности приводит к парадоксу, когда разные предметы «сливаются» в
один и тот же предмет, становятся неразличимыми.
Одна из моих давних пациенток,
например, всерьёз считала, что её половые органы принадлежат не ей самой, а её
папе!? В детстве её папа как-то по-особому смотрел на неё, показывая, кто
«настоящий хозяин» её тела. Ей, девочке, казалось, что папа управляет её
интимными частями тела. Только после разотождествления с волей отца,
воплотившейся в теле несчастной дочери, ей удалось преодолеть тяжёлый невроз.
Без отождествления личного затруднения с известной проблемой(«как это у
Других», «все это делают») человек не может понять саму проблему. А без
нахождения различия с известной проблемой, он не сможет решить ни одной
задачи, вытекающей из понимания настоящей проблемы.
Вторая пара категорий «покой-движение».
Всё находится в Движении, а
жизнь и есть вечное движение. Это - аксиома. Если мы изучаем саму жизнь, то
надо эту жизнь брать в её движении. Но не остановив движения, мы не сможем
зафиксировать в понятиях и образах эту самую жизнь — она ускользнет от
умственного взора.
А если мы зафиксируем «картинки жизни» в представлениях,
образах и понятиях, то это уже будет не сама по себе жизнь, а её отражение в
символе.
Что же делать? Мыслить любой предмет одновременно как движущийся,
живой и изменяющийся, и как неподвижный, «гипостазированный», отражённый в
сознании, следовательно, как «тень», как «блик», как «смысловая копия».
Сущность предмета оказывается «где-то посредине» континуума «покой-движение» и
континуума «тождество-различие».
Сущностью любого симптома («проблемы») является «жизнь личности»
(«ограниченная в своей свободе жизнь» - болезнь по определению Маркса). Сам по
себе симптом «живёт» только на страницах специальных книг и в речах
специалистов, т.е. «в семантических полях» различных
интеллектуально-экспертных систем.
В живой личности симптом есть внешнее
выражение внутреннего смысла жизни этой личности. Симптома вне личности не
бывает. Симптом тождественен самому себе и отличается от себя самого, поскольку проявляется в разных контекстах по-разному - в некоторых контекстах он
принимает безусловно положительное значение.
Симптом тождественен самой
личности, но и отличается от личности. В симптоме заключён сжатый смысл всей
личности («самотождественное различие»). Симптом постоянно меняется
(движение), трансформируется, но он остаётся в памяти и сознании клиента, как нечто неменяющееся(покой)‚ как закрепленное в именовании выражение(«подвижный покой»).
Чтобы
схватить смысл симптома(«проблемы»), следовательно, надо одновременно мыслить его всеми пятью категориями по «лосевской формуле»: СамоТождественное Различие Подвижного Покоя, взятое как
Сущность.
___________
___________
вся книга - читать по главам по ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html