15.04.2019

«Дианалитический крест»

Часть 3. диасинтез
Глава 17. Воплощение смысла

«Дианалитический крест»

В методологии Дианализа анализ и синтез практически не разделимы. Сам термин «дианализ» не означает, что мы пользуемся только аналитическими методами исследования проблемы клиента. Дианализ - общее название и бренд данной методологии помощи, а не формулировка самой методологии. Анализируя как бы раздельно личность, символ и реальность, а внутри каждой категории - составляющие эту категорию антиномии, мы в то же самое время находим смысловые связи, которые скрепляют, связывают смыслом, синтезируют расходящиеся в анализе антиномии. 

Это не просто выразить словами. Придётся пользоваться парадоксальными утверждениями: «синтезирующий анализ», «аналитический синтез «находим синтез с помощью анализа», «хороший анализ есть синтез». В лосевских текстах часто используется метафора «скрепы Бытия». Бытие без оформляющее его смысла, распадается на мелкие факты, становится «сверхтекучим» и преходящим. 

Только слово и, следовательно, понятие, связывает распадающееся Бытие. Но, связывая и скрепляя Бытие, слово-понятие в тоже самое время разделяет факты или отдельные фрагменты этого же самого Бытия, провозит «предел» (определение понятия) и границы между фрагментами постоянно меняющегося Бытии. 

Чтобы делать это одновременно - анализ и синтез, - необходимо научиться производить противоположные операции с понятиями. Собственно, это и есть самая настоящая Диалектика, как некий умственный процесс, как умное занятие: одновременно анализировать, расчленять реальность, и синтезировать, скреплять смыслом части реальности. 

Почти как в сказках о «мёртвой» и «живой» воде: «мёртвая вода» есть «анализ», собирание разрозненных частей, которые не есть ещё живой синтез, а «живая» вода есть полный «синтез», в котором уже нет отдельных частей, нет «анализа», поскольку в ожившем теле всё связано в единое. Какая техника мышления является аналогом «мёртвой» и «живой» воды?

Можно воспользоваться схемой под названием «дианалитический крест» из методички по дианализу[14]. Это — логический «крест», образованный двумя парами противоположных супер-категорий диалектики и центром, куда помещается категория «сущность»:

  - Тождество
  - Различие
  - Покой
  - Движение
  - Сущность


рис. 10 «Крест» супер-категорий диалектики

Эти категории «разлагают» любое понятие или «предмет мысли», включая и симптом (на языке клиента любой симптом есть «проблема»), который в дианализе в момент его ментальной обработки в голове консультанта также понимается как «понятие» или «предмет мысли».

Первая пара «тождество-различие». 
Любой предмет мысли всегда тождественен самому себе, даже если он эволюционирует, изменяется в процессе мышления, появляется либо исчезает. Без такого установления тождества логическое мышление вообще невозможно (Закон тождества в формальной логике). 

Любой предмет тождественен Другому предмету по каким-либо атрибутам, например, по материалу, форме, качеству. Каждому предмету соответствует какой-либо аналог предмета или его прототип. «Всё новое - хорошо забытое старое». 

Этот афоризм выражает операцию установления тождества. Однако без одновременного различения, установление тождественности приводит к парадоксу, когда разные предметы «сливаются» в один и тот же предмет, становятся неразличимыми. 

Одна из моих давних пациенток, например, всерьёз считала, что её половые органы принадлежат не ей самой, а её папе!? В детстве её папа как-то по-особому смотрел на неё, показывая, кто «настоящий хозяин» её тела. Ей, девочке, казалось, что папа управляет её интимными частями тела. Только после разотождествления с волей отца, воплотившейся в теле несчастной дочери, ей удалось преодолеть тяжёлый невроз. 

Без отождествления личного затруднения с известной проблемой(«как это у Других», «все это делают») человек не может понять саму проблему. А без нахождения различия с известной проблемой, он не сможет решить ни одной задачи, вытекающей из понимания настоящей проблемы.

Вторая пара категорий «покой-движение». 
Всё находится в Движении, а жизнь и есть вечное движение. Это - аксиома. Если мы изучаем саму жизнь, то надо эту жизнь брать в её движении. Но не остановив движения, мы не сможем зафиксировать в понятиях и образах эту самую жизнь — она ускользнет от умственного взора. 

А если мы зафиксируем «картинки жизни» в представлениях, образах и понятиях, то это уже будет не сама по себе жизнь, а её отражение в символе. 
Что же делать? Мыслить любой предмет одновременно как движущийся, живой и изменяющийся, и как неподвижный, «гипостазированный», отражённый в сознании, следовательно, как «тень», как «блик», как «смысловая копия». Сущность предмета оказывается «где-то посредине» континуума «покой-движение» и континуума «тождество-различие».

Сущностью любого симптома («проблемы») является «жизнь личности» («ограниченная в своей свободе жизнь» - болезнь по определению Маркса). Сам по себе симптом «живёт» только на страницах специальных книг и в речах специалистов, т.е. «в семантических полях» различных интеллектуально-экспертных систем. 

В живой личности симптом есть внешнее выражение внутреннего смысла жизни этой личности. Симптома вне личности не бывает. Симптом тождественен самому себе и отличается от себя самого, поскольку проявляется в разных контекстах по-разному - в некоторых контекстах он принимает безусловно положительное значение. 

Симптом тождественен самой личности, но и отличается от личности. В симптоме заключён сжатый смысл всей личности («самотождественное различие»). Симптом постоянно меняется (движение), трансформируется, но он остаётся в памяти и сознании клиента, как нечто неменяющееся(покой)‚ как закрепленное в именовании выражение(«подвижный покой»). 

Чтобы схватить смысл симптома(«проблемы»), следовательно, надо одновременно мыслить его всеми пятью категориями по «лосевской формуле»: СамоТождественное Различие Подвижного Покоя, взятое как Сущность.
___________

вся книга - читать по главам по  ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html