Лев Выготский с дочерью Гитой, 1934 год.
Выготский: очень краткое введение
Что нужно знать о жизни и ключевых идеях учёного, который
кардинально изменил психологию и педагогическую теорию XX века.
Знаменитый российский психолог и один из основателей
нейрофизиологии Александр Лурия неоднократно признавал, что «всему хорошему в
развитии русской психологии мы обязаны Выготскому». Лев Выготский —
действительно знаковая фигура уже для нескольких поколений психологов и
гуманитариев, и не только отечественных.
После того, как в 1962 году на английском языке была
опубликована его работа «Мышление и речь», идеи Выготского широко
распространились в США, Европе, а затем и в других странах. Когда одному
из американских последователей культурно-исторической школы Ури Бронфенбреннеру из
Корнелльского университета удалось приехать в СССР, он с порога смутил дочь
Выготского Гиту Львовну вопросом: «Надеюсь, вы знаете, что ваш отец для нас
Бог?»
Ученики Выготского, впрочем, считали его гением ещё при
жизни. Как вспоминает тот же Лурия, в конце 20-х годов «вся наша группа
посвящала почти весь день нашему грандиозному плану перестройки психологии.
Л.С. Выготский был для нас кумиром. Когда он уезжал куда-нибудь, студенты
писали стихи в честь его путешествия».
В психологию Выготский пришёл из среды театралов и любителей
искусства — из мира «серебряного века» русской культуры, в котором он прекрасно
ориентировался.
До революции он посещал Народный университет Шанявского в
Москве, где слушал лекции литературоведа и критика Юрия Айхенвальда, философа
Густава Шпета и Георгия Челпанова. Благодаря этим курсам и самостоятельному
чтению (на нескольких языках) Выготский получил превосходное гуманитарное
образование, которое позднее дополнил естественнонаучным.
После революции он писал рецензии на театральные постановки
и преподавал в своём родном городе Гомеле, подготовил несколько работ о драме
Шекспира и разрабатывал основы психологии искусства.
В 1924 году он вновь переехал в Москву по приглашению
Московского института экспериментальной психологии, в котором окончательно
нашёл своё призвание.
В тяжелейших условиях послереволюционной России, не дожив и
до 38 лет, он предложил множество решений в психологической теории и
педагогике, которые остаются свежими и сегодня.
Фрагмент научно-педагогической автобиографии, написанной Выготским 14 января 1933 года.
Уже в 1926 году Выготский констатировал: не только
отечественная, но и мировая психология находится в кризисе. Необходима полная
перестройка её теоретических оснований. Все противоборствующие школы,
развитие которых бурно происходит в первой четверти XX века, можно разделить на
две части — естественнонаучную и идеалистическую.
Первая изучает рефлексы и
реакции на стимулы, а позицию последней наиболее отчётливо выразил Вильгельм Дильтей,
утверждавший, что «природу мы объясняем, а душевную жизнь понимаем».
Преодолеть это противопоставление и этот кризис можно
только через создание общей психологии — через систематизацию и упорядочение
отдельных данных о человеческой психике и поведении. Необходимо было совместить
объяснение и понимание в едином и целостном подходе к анализу человеческой
психики.
"Что же наиболее общего у всех явлений, изучаемых
психологией, что делает психологическими фактами самые разнообразные явления —
от выделения слюны у собаки и до наслаждения трагедией, что есть общего в бреде
сумасшедшего и строжайших выкладках математика?"— Лев Выготскийиз работы «Исторический смысл
психологического кризиса»
Человека принципиально отличает то, что он пользуется
сознанием и знаками — а именно это психология до тех пор игнорировала
(бихевиоризм и рефлексология), рассматривала в отрыве от социальной
практики (феноменология) или подменяла бессознательными процессами
(психоанализ). Путь выхода из кризиса Выготский видел в диалектическом
материализме — хотя и скептически относился к попыткам напрямую приспособить
марксистскую диалектику к психологии.
У Маркса были принципиально важны положения об
определяющей роли общественных отношений, орудийной и знаковой деятельности в
формировании психики:
"Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей-архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил её в своей голове."— Карл Маркс«Капитал», Глава 5. Процесс труда и процесс увеличения стоимости.
Общей психологии, преодолевающей разногласия разных школ и
подходов, при жизни Выготского не появилось — нет её и теперь. Но в эти
революционные по всем параметрам годы многим казалось, что это вполне возможно:
общая психологическая теория где-то рядом, «мы теперь держим у себя в руках
нить от неё» — пишет он в 1926 году в заметках, которые позднее были
переработаны и опубликованы под названием «Исторический смысл психологического кризиса».
В это время Выготский лежит в больнице «Захарьино», куда он был срочно
госпиталирован в связи обострением туберкулёза.
Первая страница рукописи «Исторический смысл
психологического кризиса».
Источник: myshared.ru
Лурия позднее рассказывал: «Врачи говорили, что ему осталось
3—4 месяца жизни, его поместили в санаторий… И тут он начал судорожно писать,
чтобы оставить после себя какой-то основной труд».
Именно в это время начинает формироваться то, что позднее
будет названо «культурно-исторической теорией». В 1927 году Выготский
выписывается из больницы и вместе со своими коллегами начинает проводить
исследования высших психических функций, которые принесут ему мировую
известность. Он изучает речевую и знаковую деятельность, генетические механизмы
формирования психики в процессе развития детского мышления.
Классическая схема бихевиоризма «стимул — реакция» у Выготского превращается в схему «стимул — знак (средство) — реакция».
Промежуточный элемент преобразует всю сцену мышления,
изменяет все его функции. То, что было естественной реакцией, становится
сознательным и социально обусловленным культурным поведением.
3 ТЕЗИСА ПСИХОЛОГИИ ВЫГОТСКОГО
«...Всякая функция в культурном развитии ребёнка появляется
на сцену дважды, в двух планах, сперва социальном, потом — психологическом,
сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка как
категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к
логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».
Так выглядит знаменитая формулировка «общего генетического
закона культурного развития», которую Выготский предложил в «Мышлении и речи».
Речь здесь идёт о социальном происхождении сознания — но интерпретировать эту
формулу можно совершенно различным образом.
Сходные идеи в своё время высказывал французский психолог и
философ Пьер Жане: те формы поведения, которые другие первоначально
применяли по отношению к ребёнку («вымой руки», «не болтай за столом»), он
затем переносит на самого себя.
Выготский вовсе не утверждает, что социальные факторы
целиком и полностью определяют развитие психики. Также как и не говорит, что
сознание возникает из естественных, врождённых механизмов приспособления к
окружающей среде. «Развитие есть непрерывный самообусловленный процесс, а не
марионетка, направляемая дёрганием двух ниточек». Ребёнок возникает как
отдельная личность только через взаимодействие, активное участие в жизни
других.
Фигуры, которые использовал А.Р. Лурия в одном из
экспериментов.
Источник: refdb.ru
Как показали эксперименты Лурии, проведённые в Узбекистане в
начале 30-х гг., логические операции, которые мы считаем естественными,
возникают только в контексте формального обучения. Если вам не расскажут в
школе, что такое круг, идея круга самого по себе не спустится к вам из
платоновского мира идей.
Для неграмотного треугольник — это подставка для чая или
амулет, закрашенный кружок — это монета, незаконченная окружность — это месяц,
и ничего общего между ними нет.
Допустим, вам предложили следующий силлогизм: 1. На Крайнем
Севере, где всегда лежит снег, все медведи белые. 2. Новая Земля расположена на
Крайнем Севере. 3. Какого цвета там медведи? Если вас не учили рассуждать в
абстрактных понятиях и решать отвлечённые задачки, то вы ответите что-то
вроде «я никогда не был на Севере и не видел медведей» или «вы должны спросить
людей, которые бывали там и видели».
Пионеры идут по майдану с барабанами. Узбекистан, 1928 год.
Источник: russiainphoto.ru
Выготский и Лурия показали, что многие механизмы
мышления, которые кажутся универсальными, на самом деле обусловлены
культурой, историей и определёнными психологическими инструментами, которые не
возникают спонтанно, а усваиваются в ходе обучения.
«Человек вводит искусственные стимулы, сигнифицирует
поведение и при помощи знаков создает, воздействуя извне, новые связи в мозгу»;
«в высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего
процесса является знак и способ его употребления».
Выготский подчёркивает, что все формы поведения, характерные
для человека, имеют знаковую природу. Знаки используются в качестве
психологических инструментов: простейший пример — это узелок, завязанный на
память.
Посмотрим, как дети играют с кубиками. Это может быть
спонтанная игра, в которой фигуры нагромождаются одна на другую: этот кубик
становится машиной, следующий — собакой. Значение фигур постоянно меняется, и
ребёнок не приходит к какому-то устойчивому решению. Ребёнку это нравится — сам
процесс приносит ему удовольствие, а результат не имеет значения.
Педагог, который считает такое занятие бесцельным, может
предложить ребёнку выстроить определённую фигуру по нарисованной модели. Здесь
есть чёткая цель — ребёнок видит, на каком месте должен стоять каждый кубик. Но
такая игра ему неинтересна. Можно предложить и третий вариант: пусть ребёнок
попробует собрать из кубиков модель, которая обозначена лишь приблизительно. Её
нельзя скопировать — нужно найти своё решение.
В первой версии игры знаки не определяют поведение ребёнка —
им движет спонтанное течение фантазии. Во второй версии знак (нарисованная
модель) выступает в качестве предзаданного образца, который нужно просто
скопировать — но ребёнок при этом утрачивает собственную активность. Наконец, в
третьей версии игра приобретает цель, но допускает множество решений.
Именно такую форму имеет человеческое поведение,
опосредованное знаками, которые задают ему цель и смысл, не отнимая свободу
выбора.
«...Включаясь в поведение, психологический инструмент
изменяет всё течение и структуру психических функций. Он достигает этого,
задавая структуру нового инструментального акта, подобно тому как техническое
орудие изменяет процесс естественной адаптации, определяя вид трудовых
операций». Но действие знака, в отличие от орудия, направлено не вовне, а
внутрь. Он не только передаёт сообщение, но и выступает как средство
самоопределения.
Снятие памятника Александру III в Москве, 1918 год.
Источник: russiainphoto.ru
«Незрелость функций к моменту начала обучения является общим
и основным законом»; «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на
завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе
обучения к жизни те процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего
развития».
Понятие «зоны ближайшего развития» — один из самых известных
вкладов Выготского в педагогическую теорию. Самостоятельно ребёнок может
выполнить определённый спектр задач. С помощью наводящих вопросов и подсказок
педагога он может сделать значительно больше. Промежуток между этими двумя
состояниями и называется зоной ближайшего развития. Именно через неё всегда
осуществляется любое обучение.
Чтобы объяснить это понятие, Выготский вводит метафору о
садовнике, которому нужно следить не только за вызревшими, но и за созревающими
плодами. Образование должно ориентироваться именно на будущее — то, чего
ребёнок пока не умеет, но может научиться. Важно оставаться в рамках этой зоны
— не останавливаться на усвоенном, но и не пытаться перепрыгнуть далеко вперёд.
Человек не может существовать отдельно от других — любое
развитие всегда происходит в коллективе. Современная наука многого достигла не
только потому, что стоит на плечах гигантов — не менее важна целая масса людей,
которая для большинства остаётся анонимной.
Подлинные таланты возникают не
вопреки, а благодаря окружающим условиям, которые подталкивают и направляют их
развитие.
И здесь педагогика Выготского выходит за пределы классных кабинетов: чтобы обеспечить всестороннее развитие человека, должно измениться всё общество.
Многие идеи и концепции Выготского остались неоформленными.
Экспериментальную работу по проверке его смелых гипотез в основном проводил не
он сам, а его последователи и ученики (поэтому большая часть конкретных
примеров в этой статье взята из работ Лурии). Выготский умер в 1934 году —
непризнанным, поруганным и на долгие годы забытым всеми, кроме узкого
круга единомышленников. Интерес к его теории возродился только в 50-60-е годы
на волне «семиотического поворота» в гуманитарных исследованиях.
Знаменитая «восьмёрка» учеников Выготского. Стоят: А.В.
Запорожец, Н.Г. Морозова, и Д.Б. Эльконин, сидят: А.Н. Леонтьев, Р.Е. Левина,
Л.И. Божович, Л.С. Славина, А.Р. Лурия.
Источник: psyhistorik.livejournal.com
Сегодня на его работы опираются как отечественные
представители культурно-исторической теории, так и зарубежные социокультурные
психологи, когнитивисты, антропологи и лингвисты. Идеи Выготского вошли в
обязательный багаж педагогов по всему миру.
Как бы вы определили, кто вы такие, если бы не лавина
культурных клише, которыми нас ежедневно бомбардируют другие? Как бы вы узнали,
что большая и меньшая посылка категорического силлогизма приводят к совершенно
определённому выводу? Чему бы вы научились, если бы не учителя, тетрадные
конспекты, одноклассники, классные журналы и отметки?
Причина продолжающегося влияния Выготского в том, что он
показывает важность всех этих элементов, которые так легко ускользают от
нашего внимания.