12.06.2019

Нормализация языка описания


Часть 3
ДИАСИНТЕЗ

Глава 18
ПРОТОКОЛ ДИАНАЛИЗА

Нормализация языка описания

Самый известный исторический пример радикаль- ной нормализации языка описания событий принадлежит Юлию Цезарю: «Пришёл, увидел‚ победил!» Это — наикратчайшее военное донесение о победе62.. Всего три слова, но сообщено всё, что требовалось:

- Класс событий «Пришёл» (подтверждение военно-политической цели и гегемонии римской империи, т.е. осуществление территориальной экспансии);

- Класс событий «Увидел» (военная стратегия и принципы управления войсками, т.е. полная визуализация реальных событий, личное присутствие, хорошо выбранное место дислокации штаба и пр.);

- Класс событий «Победил» (тактика воинского искусства, умелое маневрирование ресурсами, перестроение войск, результативность).

Все упущенные в донесении детали легко достраиваются «приемщиком» сообщения, при условии, что этот приемщик полностью владеет темой, Он, например, мог бы так же, как и Юлий Цезарь, осуществить военное мероприятие. Вероятно, при тогдашнем развитии римской армии любой нормальный римский сенатор, осознающий в полной мере интересы Рима, смог бы справиться с такой задачей. Достраивание до первоначальной формы сокращенных языковых сообщений и есть «нормализация» языка описания.

Однако, при этом следует «достраивать» сообщения чрезвычайно осторожно, дабы не внести ничего лишнего. В прошлом столетии появилась интересная «лингвистическая теория истины», которая была названа «дефляционной». Фреге выразил этот подход в такой простой форме.

Возьмём предложение «Я вдыхаю запах фиалок». Оно имеет то же содержание, что и такое предложение «Это правда, что я вдыхаю запах фиалок». В таком случае, кажется, что говорящий просто относит это предложение к правде. т.е. он сам, по своей прихоти, подчеркивает правдивость. Получается, что он сам и относит какое-либо своё предположение о реальности к истинному или ложному.

Сам термин «дефляция» использовался в экономике и означает уменьшение выпуска денег в оборот, в противоположность «инфляции», когда в оборот выбрасываются пенные бумаги, которые тут же обесцениваются из-за своей увеличивающейся массы. Дефляция в логике языка устраняла метафизические построения, нагромождения и загадки, которыми была устлана дорога к правде жизни.

Вот как выглядит самый общий план терапии и консультирования в дианализе, если пользоваться пентадным способом формализации:

  1. Ситуация.
  2. Интерпретация.
  3.Движущая идея консультирования.
  4. План ответственного поведения.
  5. Резюме (общее именование смысла происходящего).

Все, что надо формально совершить специалисту в области терапии и консультирования, так это — выяснить жизненную ситуацию, в которой находится его клиент(1). интерпретировать её по определённым правилам, чтобы не придумать того, чего в ситуации нет(2), обнаружить движущую идею — так называемую в дианализе «терапевтическую идею»(3), составить с клиентом план ответственного поведения (4) и всё это свести в резюме (5).

Логическое место в пентаде определяет саму формализацию. «Ситуация» есть то единое, в котором синкретически сплетаются все смыслы и потенциальные возможности процесса консультирования — в самой ситуации находится ключ к решению жизненных задач и пониманию проблем.

«Интерпретация» есть бесконечное множество различных оценок, объяснений и толкований реальной ситуации, ограниченных, поставленных в строгие пределы используемых определений и понятий.

«Движущая идея» есть синтез первого и второго моментов, а именно - алогическое становление реального понимания реальной ситуации в жизни клиента.

«План ответственного поведения» есть фактичность терапии и консультирования, воплощение движущей идеи в реальные дела и поступки.

«Резюме» есть то нестановящееся, мифо-поэтическое обобщение всей работы по осознанию жизненной ситуации, которое освещает, украшает и славит (слава есть именованное бытие) обыкновенную человеческую жизнь, придаёт ей необыкновенный смысл и оправдание страданий и лишений.

Можно норматизацию описания процесса консультирования и терапии представить в форме пяти вопросов, на которые клиент должен ответить с помощью своего консультанта или терапевта:

1. Что я Делаю?
2. Что это означает, что я Делаю?
3. Что я ещё могу Делать?
4. Я это буду делать (что запланировано)?
5. Как я всё это назову?

Отвечая на первый вопрос, клиент должен сознаться, по крайней мере самому себе, в какой действительной, а не вымышленной, ситуации он находится, что он делает, чтобы эта ситуация длилась или прекратилась.

Отвечая на второй вопрос, клиент должен отдать отчёт о том, какой философией (мировоззрением, убеждениями, внушениями, заблуждениями, фантазиями, оценками и прочей гносеологией) он пользуется, чтобы оставаться «носителем проблем».

Отвечая на третий вопрос, клиент должен собраться с мужеством и запланировать реальный выход из создавшейся ситуации. Для этого и нужна «движущая идея».

Четвёртый вопрос требует честного ответа на то, будет ли намеченный план выполняться или он ляжет на «дно сознания» мёртвым интеллектуальным грузом.

Отвечая на пятый вопрос, клиент находит смысл своей жизни, данный в обозначенном эпизоде. В идеале надо придумать афоризм, в котором этот смысл заблистает как ограненный алмаз, т.е. бриллиант!

_______________________
62 «Veni, vidi, vici» — «Пришёл, увидел, победил» — крылатое латинское выражение, слова, которыми, как сообщает Плутарх в своих «Изречениях царей и полководцев», Юлий Цезарь в 47 году до н. э. уведомил своего друга Аминция в Риме о победе, быстро одержанной им при Зеле над Фарнаком, сыном Митридата.

вся книга - читать по главам по  ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html