Глава 7. Дианализ как обучение помощи
Супервизия
Психотерапевт или консультант – это человек, который умеет
«изменять людей», говорит в своей последней книге известный современный
психотерапевт Джей Хейли [5].
Единственный способ научиться вносить изменения в поведение
людей – делать это под руководством того, кто знает, как это делать, т. е.
знает, как изменить проблемное поведение человека. Поэтому самый быстрый и
верный путь обучения – супервизия.
По Хейли, она может быть трёх видов: «разговорной» (студент
рассказывает о «случае» и потом этот случай разбирают), документальной (разбор
видео и аудио записей сессий консультирования или терапии), и живой (проведение
сессий в комнате с прозрачным зеркалом, через которое супервизор наблюдает
работу своего ученика).
В этой классификации нет ещё одной формы супервизии, которую
применял В. Глассер и которую используют в обучении дианализу – ролевой игры. В
процессе донного вида супервизии учащийся может быть в роли «клиента» и в роли
«терапевта».
Основное требование к игре: разыгрывать чужую проблему как
свою, а свою – как чужую. Речь идёт о необходимой для настоящей работы (помощи)
степени вчувствования, вживание в проблему («чужое»), либо отстранения,
дистанцирования, отчуждения от проблемы («своё»).
В игре можно понять диалектику отстранения-приближения к
любой проблеме. Это особенно важно для дианалитической работы, поскольку
проблема в дианализе понимается как «именно проблема» только в контексте
личность-символ-реальность, о чём пойдёт далее.
Институт Дианализа