08.12.2015

Супервизия


Глава 7. Дианализ как обучение помощи

Супервизия

Психотерапевт или консультант – это человек, который умеет «изменять людей», говорит в своей последней книге известный современный психотерапевт Джей Хейли [5].

Единственный способ научиться вносить изменения в поведение людей – делать это под руководством того, кто знает, как это делать, т. е. знает, как изменить проблемное поведение человека. Поэтому самый быстрый и верный путь обучения – супервизия.

По Хейли, она может быть трёх видов: «разговорной» (студент рассказывает о «случае» и потом этот случай разбирают), документальной (разбор видео и аудио записей сессий консультирования или терапии), и живой (проведение сессий в комнате с прозрачным зеркалом, через которое супервизор наблюдает работу своего ученика).
            
В этой классификации нет ещё одной формы супервизии, которую применял В. Глассер и которую используют в обучении дианализу – ролевой игры. В процессе донного вида супервизии учащийся может быть в роли «клиента» и в роли «терапевта».

Основное требование к игре: разыгрывать чужую проблему как свою, а свою – как чужую. Речь идёт о необходимой для настоящей работы (помощи) степени вчувствования, вживание в проблему («чужое»), либо отстранения, дистанцирования, отчуждения от проблемы («своё»).

В игре можно понять диалектику отстранения-приближения к любой проблеме. Это особенно важно для дианалитической работы, поскольку проблема в дианализе понимается как «именно проблема» только в контексте личность-символ-реальность, о чём пойдёт далее.

Институт Дианализа