Глава 7. Дианализ как обучение
помощи
Разговорная супервизия
То, что Хейли называет
«разговорной супервизией», В обучении дианализу можно назвать
дискуссионно-диалоговой формой освоения базовой методологии. В дианализе есть
мета-модель процесса оказания помощи, которую лучше всего вначале понять в
«чистом виде», т. е. абстрактно, оторвав модель от конкретного содержания.
Затем, «отформатирование
моделью», сознание ученика пускается в многочисленные проверки этой модели на
самом разнообразном жизненном материале. Это могут быть разные случаи из жизни,
«кейсы», почерпнутые из собственного опыта, из жизни знакомых и близких,
истории, взятые из литературно-художественных источников.
Можно даже воспользоваться
библиотекой историй, накопленных на СД – дисках (60 случаев работы с фобиями и
40 бесед по классическим сюжетам: программы сессий «Implicite» и «Simplex»).
Программы построены на дианалитической терапии и консультировании:
клиент рассказывает свою историю, а терапевт тестирует её на метамодели, как
методолог.
В принципе, здесь все идёт по
известной формуле Поппера:
P1 → TT → EE → P2,
где P1 – практическая
проблема;
TT – пробная теория
(гипотеза);
EE – критика теории (новая
теория);
P2 – новая проблема.
Учащийся представляет некую
жизненную ситуацию («проблему») и пытается облечь её в «наряды» пробной
гипотезы. Этой гипотезой может служить наиболее простое, на уровне здравого
смысла, объяснение того, что происходит с выбранной для анализа личностью.
Следующий шаг – критическая
проверка выдвинутой гипотезы вместе с супервизором и формулирование
первоначальной проблемы по-новому или выход на новую проблему.
Практически
моделируется процесс консультирования и терапия по «шагам»:
1. Формулировка
проблем.
2. Решение
проблем и структурирование теорий.
3. Критика
теорий.
4. Формулировка
новых решений проблем.
5. Выведение
новых проблем.
Институт Дианализа