08.12.2015

Разговорная супервизия


Глава 7. Дианализ как обучение помощи

Разговорная супервизия

То, что Хейли называет «разговорной супервизией», В обучении дианализу можно назвать дискуссионно-диалоговой формой освоения базовой методологии. В дианализе есть мета-модель процесса оказания помощи, которую лучше всего вначале понять в «чистом виде», т. е. абстрактно, оторвав модель от конкретного содержания.

Затем, «отформатирование моделью», сознание ученика пускается в многочисленные проверки этой модели на самом разнообразном жизненном материале. Это могут быть разные случаи из жизни, «кейсы», почерпнутые из собственного опыта, из жизни знакомых и близких, истории, взятые из литературно-художественных источников.

Можно даже воспользоваться библиотекой историй, накопленных на СД – дисках (60 случаев работы с фобиями и 40 бесед по классическим сюжетам: программы сессий «Implicite» и «Simplex»). Программы построены на  дианалитической терапии и консультировании: клиент рассказывает свою историю, а терапевт тестирует её на метамодели, как методолог.

В принципе, здесь все идёт по известной формуле Поппера:
P1 → TT → EE → P2,
где P1 – практическая проблема;
TT – пробная теория (гипотеза);
EE – критика теории (новая теория);
P2 – новая проблема.
            
Учащийся представляет некую жизненную ситуацию («проблему») и пытается облечь её в «наряды» пробной гипотезы. Этой гипотезой может служить наиболее простое, на уровне здравого смысла, объяснение того, что происходит с выбранной для анализа личностью.

Следующий шаг – критическая проверка выдвинутой гипотезы вместе с супервизором и формулирование первоначальной проблемы по-новому или выход на новую проблему. 

Практически моделируется процесс консультирования и терапия по «шагам»:
1.      Формулировка проблем.
2.      Решение проблем и структурирование теорий.
3.      Критика теорий.
4.      Формулировка новых решений проблем.
5.      Выведение новых проблем.

Институт Дианализа