Книга - В. Ю. Завьялов «Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования»
Глава 11.
Символ-проявитель проблемы
Симптом как символ
Итак, символ – это интерпретация
действительности, смысл этой действительности, глубинное проникновение и
понимание отраженной в сознании действительности, когда «мысль видит», «ум осязает»,
а «интеллект созерцает» (А. Ф. Лосев)18. Следовательно, симптом как
отражение действительности консультирования и психотерапии (вне этой
деятельности «симптома» нет, а есть некое страдание или затруднение) надо
брать в качестве символа личности, а не как факт самой действительности данной
личности. Правило, по которому симптом сразу берётся как символ, запрещает
объективизацию симптома. О пороках объективизации достаточно много сказано уже.
Крайняя степень такой объективизации остаётся в магической практике
полуграмотных, жуликоватых, а часто и больных, целителей.
Симптом отражает
действительность, но не есть сама по себе «действительность». Симптом –
интерпретация той действительной ситуации, в которой пребывает клиент. По этой
причине основной метод психодинамической психотерапии «интерпретация симптома»
на самом деле есть «реинтерпретация» или «метаинтерпретация» т. е.
интерпретация интерпретации. Дадим дианалитический анализ симптома в
современной психотерапии, не указывая на исторически сложившиеся направления, течения,
«школы» и «модальности»:
- клиент интерпретирует свои переживания в выбранной им системе значений(эпистемология);
- терапевт интерпретирует высказывания своего клиента в выбранной им семантической (семиотической) системе диагностических категорий (онтология в узком смысле);
- терапевт и его клиент договариваются и совместно выбирают одну систему реинтерпретации «симптома», понятную им обоим (гносеология);
- клиент использует реинтерпретацию симптома для выбора новой стратегии поведения (самоконтроля и управления) и пользуется помощью терапевта для того, чтобы удержаться в новом качестве (праксиология);
- терапевт использует реинтерпретацию симптома, чтобы убедиться в правильности собственных теорий как профессионального помощника и продолжить построение «корпуса знаний» о человеке, осознавая всё больше и больше факт личностного существования человека (персонализм).
Данная схема выражает так
называемую «мета-модель» психотерапии и консультирования, т. е. наиболее
оторванное от конкретного содержания (теоретической концепции) и конкретных
приёмов работы (методики), общее определение профессиональной деятельности
психотерапевта или консультанта. Запишем это в форме «диалектической пентады»:
- Эпистемология (единая картина мира, мировоззрение, миропонимание);
- Онтология (отдельные сущности, элементы, «части мира», имеющие именование);
- Гносеология (правила увязывания элементов в некое целое, имеющий смысл);
- Праксиология (применение первых трёх моментов в реальной практике);
- Персонализм (смысловое всеединство человека, как носителя симптома).
Описанная мета-модель понимания
симптома как символа личности сложилась за последние 200 лет в различных
модальностях психотерапии, и, на мой взгляд, является краеугольным камнем
методологии консультирования и психотерапии. В «Элементарном учебнике дианализа»
(2004, с. 410-413) сделана попытка обобщения опыта различных школ психотерапии
по мета-модели понимания (обработки) симптома. Выбрано 11 направлений, сильно
отличающихся друг от друга (Фрейд, Адлер, Юнг, Глассер, Эриксан, Пёрлс, Берн,
Гриндер-Бендлер, Пезешкян, Гроф, Менегетти), хотя в этом списке могло оказаться
много больше имён.
Практически все варианты
обработки симптома19 похожи и в методологическом отношении
являются методом познания-понимания личности человека. Однако языки
«модальностей» сильно отличаются друг от друга, а перевод с одного языка на
другой почти всегда натыкается на так называемые «лакуны», лингвистические
пустоты, отсутствие прямых аналогов в сравниваемых языках. Адаптация
«модальности» к местным условиям и менталитету народа обычно сильно искажает,
иногда до неузнаваемости, саму «модальность», либо искажается само применение
плохо адаптированной модальности.
Например, внедрение первой версии
НЛП в Новосибирске в конце 80-х годов приводило к анекдотическим ситуациям,
когда пациенты говорили своим консультантам: «Вы говорите с нами как-то не
по-русски». Симптом можно брать как знак, тогда необходимо подыскивать
соответствующую «знаковую систему» или «семантическое поле», в котором этот
знак будет правильно расшифрован. Специалист мысленно открывает «Руководство» и
сличает найденный в поведении клиента знак с теми списками, которые имеются в
этом руководстве. Для психотерапии и консультирования пользы от такой
«дешифровки» реального поведения человека нет.
Симптом можно взять как символ, в
котором выражается конкретная личность. Тогда нужно вглядываться не в
«Справочники по психиатрии и психоанализу», а в глаза человека, общаться с
личностью, следовательно, самому быть при этом личностью, а не механическим
исполнителем «роли». Да, конечно, ролевое поведение необходимо, но не это
является предметом исследования и диагнозиса. Симптом является поводом для
познания, причиной понимания, а также путём, входом, позицией для лучшего
созерцания, рычагом познания, если, например, манипуляцию с симптомом понимать
как провокацию личностных реакций 20.
Общим в методологии разных школ
является проявление «пентадной диалектики» в обработке симптома. Может быть,
читателю покажется это несколько «натянутым» (или «притянутым»). Однако в
данном мета-анализе использованы основные понятия той или иной «модальности»,
которые выделены авторами выбранных направлений психотерапии. Эти понятия
хорошо укладываются в пентаду. Там, где подходящего термина не хватало для
заполнения места в каком-нибудь моменте пентады, подыскивался подходящий термин
из этого же языка описания. Ещё нужно сказать о том, что многочисленные
«модальности» психотерапии (их почти 800) родились на одной и той же почве
европейского рационализма. Практически все методы современной психотерапии есть
«комментарии к трудам З. Фрейда». Вопрос лишь в том, приближается или
отдаляется та или иная «модальность» от психоанализа основателя.
Итак, симптом, взятый как символ,
есть выражение проблемы конкретной личности. Как символ он представляет собою
синтез рационального и иррационального, знаемого и незнаемого, понятного и
непонятного, истинного и ложного, явленного и сущностного, несущественного и
существенного. Симптом может быть неким «экраном», на который конкретная
личность, как кинопроектор, отбрасывает смысл собственной жизни. Симптом может
быть экраном для помощника, который проецирует своё видение и понимание смыслов
жизни личности своего клиента. В этом ничего плохого (или «невротического»)
нет. По-другому, т. е. без «проекции», понять Другого невозможно. Важно при
этом ни на секунду не терять интеллектуального самообладания и способности к
рефлексии – знать, что ты делаешь. Поскольку психотерапия и консультирование
есть профессиональное занятие, за которые нужно уметь получать приличное
вознаграждение, то это занятие не должно базироваться на «спонтанности»,
«творчестве», «человечности», «искренности» и других высоких морально-волевых,
нравственных и этических качествах личности терапевта-консультанта. Конечно,
всё перечисленное должно быть, но это – не база, не основа профессии, а
необходимые условия успешной и законной профессиональной помощи. База профессии
– интеллектуальная подготовка, умение мыслить на сложнейшие темы осмысленного
существования человека – других тем в искусстве психотерапии и консультирования
нет. Необходимо владеть искусством постижения символа, символологией!
В
дианализе используется лосевское, философское определение символа, взятое из
«Дополнений к диалектике мифа». Вот основная пентада Символа:
- Символ (Единое смысловое содержание, смысл как Единица, Одно);
- Понимание (Бесконечные разграничения и интерпретации Одного);
- Слово (облачение понимаемого смысла в термины с изменчивыми значениями);
- Имя (настоящее имя действующего героя, нечто названное «своим именем»);
- Миф (Магической Имя или персональный миф как «развёрнутое магическое имя»).
Обработка симптома в дианализе
есть понимание его как символа, в котором выражается конкретная личность, но
выражается в полном своём многосмыслии, многообразии, многосторонности,
неповторимости, уникальности вместе с тем общечеловеческим и всеобщим, что есть
в каждом человеке. В этом символе выражается и то, что никогда явно не
проявляется в поведении человека – его персональный миф, его мифопоэтическая
основа жизни, его Главный Смысл жизни. Изучая симптом как символ, мы изучаем
саму личность, а не затёртые страницы диагностических справочников и руководств
по психотерапии и консультированию.
_______________
18 А.
Ф. Лосев в работе «Самое само» писал: «Все существующее (логика с ее
категориями, природа с ее вещами и организмами, история с ее людьми и их
жизнью, космос со всей его судьбой) есть только символы «самого самого»,
или абсолютной самости, то есть только одни символы абсолютной самости и
существуют» (С. С. С. 350, [13]. Это философское определение символа позволяет
избежать двух крайностей мышления- рационализма и эмпиризма. Символ, как считал
А. Ф. Лосев, есть совпадение двух сфер: самость вещи с ее интерпретацией. Самое
само – это сущность, которая выше всяких определений, это абсолютная самость.
Бездна становления окутывает самое само и порождает его бесчисленные
интерпретации. Эти интерпретации то более, то менее близки к самому самому, к
абсолютной самости. Разум со всей его логикой и наукой есть на самом деле
только абстракция живого бытия, но и чувственный опыт со всей его наглядностью
есть только абстракция живого бытия.
19 Основа
любой действительной системы психотерапии и консультирования – переработка
содержания симптома. Поддерживающая теория и фактология, на которой строятся
аргументы доказательности эффективности, могут сильно отличаться, даже
противостоять друг другу.
20 Когда
Шарко, учитель Фрейда, переносил у своих клиенток вялый истерический паралич с
одной руки на другую с помощью гипнотического транса, он тем самым вызывал
личностные реакции, а не управлял телом хитрых женщин. Они показывали ему то,
что он хотел увидеть. Они его любили, по-своему. Когда Шарко умер, и показывать
истерические припадки стало некому, то эти «классические» припадки полностью
исчезли и никогда, нигде, ни у кого больше не проявились именно так, какими их
увидел Шарко!
вся книга - читать по главам
по ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html