Дианализ — это российская модальность психотерапии, (по старому — метод психотерапии), психологического консультирования и коучинга, зарегистрированная Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической лигой (ОППЛ)[1] в 2004 году. Дианализ создан в 1998 году профессором Владимиром Юрьевичем Завьяловым[2] как методология практической психотерапии и психологического консультирования для русскоязычных психотерапевтов и их клиентов. Термин дианализ и логотип дианализа защищён товарным знаком в 2004 году.
Теоретической основой дианализа является русская школа феноменологии А. Ф. Лосева, в частности, основные положения «Абсолютной диалектики и абсолютной мифологии» философа. Проблема человека понимается как неполный синтез противоречий — противоположных тенденций, противоборствующих идей, внутренних конфликтов и т. д.
Задача дианализа — помочь человеку найти более совершенный синтез. Симптом расстройства рассматривается как выражение или символ неполного синтеза противоположностей. Симптом одновременно и помогает человеку «связать концы с концами», и причиняет страдания.
По этой причине симптом не удаляется, а трансформируется, насколько это возможно, с помощью так называемой «терапевтической идеи» — культурного образца разрешения типичных противоречий в жизни человека.
Например, обряд похорон и связанных с ним многочисленных способов хранения памяти об умершем, является культурно зафиксированным синтезом потери (реальность бытия) и желания воскресить,«вернуть» умершего (воображаемое или смысловая необходимость).
Пока человек не «отпустит покойника», он переживает горе, испытывает страдание, связанное с лишением общения со значимым человеком или непреодолённой зависимостью от умершего. Когда указанные противоположности синтезируются в образах памяти и ритуалах поминания, работа горя заканчивается.
Терапия в дианализе следует такому естественному процессу адаптации к изменениям в жизни. Философскими образцами для формулирования терапевтической идеи взяты знаменитые синтезы А. Ф. Лосева из «Диалектики мифа» и работы "АБСОЛЮТНАЯ ДИАЛЕКТИКА - АБСОЛЮТНАЯ МИФОЛОГИЯ
Сущность дианализа
Основные идеи дианализа
Девиз дианализа: «Всматривайся в эйдос, постигай логос», что означает внимательное выслушивание рассказа клиента, одномоментную с этим проверку точности понимания высказываний по лицевой экспрессии и внешнему поведению рассказчика, построение гипотез о внутренней логической структуре переживаний, проверку этих гипотез всесторонним анализом с помощью «пентадной диалектики»[3].
Сущность симптома невидима, видимы только внешние его проявления, то есть инобытие симптома, то, чем симптом на самом деле не является. Например, страх аннигиляции, который проявлялся в фобии лифта[4] у взрослого и смелого мужчины. Бывший контрразведчик боялся ездить в лифте, воображая, что лифт «проглотит его».
Фобия появилась после ссоры с другом-партнёром по бизнесу. Друг, тоже бывший офицер-разведчик, предал своего товарища и разорил клиента. Ответить местью, например, убить и вернуть отнятое, клиент не мог по этическим соображениям, но и простить другу подлость и продолжать по-дружески относиться, плюнув на потерянные деньги, также не смог. «Синтезом» противоречивых чувств и стал симптом фобии, который причудливым образом соединил актуальный конфликт интересов и воспоминания детства о наказании «кладовкой» — бабушка «арестовывала» внука за проказы. Поездка в кабине лифта никаким образом не выражала фрустрацию дружеских чувств, то есть являлась «инобытием» сложного переживания потери друга.
Девиз дианализа: «Всматривайся в эйдос, постигай логос», что означает внимательное выслушивание рассказа клиента, одномоментную с этим проверку точности понимания высказываний по лицевой экспрессии и внешнему поведению рассказчика, построение гипотез о внутренней логической структуре переживаний, проверку этих гипотез всесторонним анализом с помощью «пентадной диалектики»[3].
Сущность симптома невидима, видимы только внешние его проявления, то есть инобытие симптома, то, чем симптом на самом деле не является. Например, страх аннигиляции, который проявлялся в фобии лифта[4] у взрослого и смелого мужчины. Бывший контрразведчик боялся ездить в лифте, воображая, что лифт «проглотит его».
Фобия появилась после ссоры с другом-партнёром по бизнесу. Друг, тоже бывший офицер-разведчик, предал своего товарища и разорил клиента. Ответить местью, например, убить и вернуть отнятое, клиент не мог по этическим соображениям, но и простить другу подлость и продолжать по-дружески относиться, плюнув на потерянные деньги, также не смог. «Синтезом» противоречивых чувств и стал симптом фобии, который причудливым образом соединил актуальный конфликт интересов и воспоминания детства о наказании «кладовкой» — бабушка «арестовывала» внука за проказы. Поездка в кабине лифта никаким образом не выражала фрустрацию дружеских чувств, то есть являлась «инобытием» сложного переживания потери друга.
Всматриваясь в эйдос (картины исчезновения, «самоаннигиляции» в шахте лифта, как в чреве воображаемого чудовища), нужно было постиь «логос» — диалектику чувств «друг_враг»: старый друг стал врагом, оставаясь тем не менее другом, которого никак нельзя «мочить в сортире»(во время сеанса дианализа кабина лифта предстала в воображении клиента в форме туалетной кабинки!)
Формула дианализа: Примирение неизбежных противоречий в жизни личности. Примирение означает «гармонический синтез», «разрешение конфликта», «компромисс», «кентавристика». С точки зрения дианализа никакая реальная проблема человека не может быть решена или разрешена.
Проблему можно понять, а решить можно только задачу, сформулированную на основе понимания актуальной проблемы. Само решение будет «локальным синтезом» выявленных противоречий. Нельзя, например, примирить жизнь и смерть, но можно найти «локальный синтез» этих глобальных противоположностей. Скажем, человеческая кожа, её верхний слой эпидермиса, как раз и является таким локальным синтезом мёртвого и живого: кожа — живой орган, проявление жизни, а часть её, которая называется эпидермисом, есть проявление смерти или воплощение смерти [5]
Главные термины формулы — «жизнь» и «личность». Психотерапия и консультирование в дианализе есть фокусировка именно на «жизни личности» или «личностном бытии» человека, а не на таких популярных в традиционной психотерапии феноменах, как синдром, симптом, невроз, психоз или перверзия.
Проблему можно понять, а решить можно только задачу, сформулированную на основе понимания актуальной проблемы. Само решение будет «локальным синтезом» выявленных противоречий. Нельзя, например, примирить жизнь и смерть, но можно найти «локальный синтез» этих глобальных противоположностей. Скажем, человеческая кожа, её верхний слой эпидермиса, как раз и является таким локальным синтезом мёртвого и живого: кожа — живой орган, проявление жизни, а часть её, которая называется эпидермисом, есть проявление смерти или воплощение смерти [5]
Главные термины формулы — «жизнь» и «личность». Психотерапия и консультирование в дианализе есть фокусировка именно на «жизни личности» или «личностном бытии» человека, а не на таких популярных в традиционной психотерапии феноменах, как синдром, симптом, невроз, психоз или перверзия.
Определение личности в дианализе следующее: личность есть смысловое всеединство человека. Понятие личность, следовательно, относится к смысловой сфере бытия человека, а не к его психической структуре, сознательному или бессознательному. Поскольку личность не есть структура в таком определении, то она не может быть источником проблем. Аксиома личности в дианализе: личность — носитель проблемы.
Источником проблем является сама внешняя реальность с её многообразными столкновениями и сплетениями разных интересов и сил. Психика, как репрезентация реальности, может являться источником проблемы (так называемый внутренний конфликт), но смысл (личностный смысл) не есть проблема.
Эти положения дианализа являются выражением персоналистического подхода в психотерапии и консультировании (онтологический персонализм). Личность человека есть абсолютно конкретное, уникальное (имеющая личное имя) и вместе с тем всеобщее выражение человеческой сути, в отличие от психики, которая есть абстракция.
Психические процессы, как и психофизиология, биохимия и биологические реакции являются по своей сути совершенно безличностными процессами, поэтому они и не должны интересовать психотерапевта и психолога, во всяком случае — приковывать их внимание.
Источником проблем является сама внешняя реальность с её многообразными столкновениями и сплетениями разных интересов и сил. Психика, как репрезентация реальности, может являться источником проблемы (так называемый внутренний конфликт), но смысл (личностный смысл) не есть проблема.
Эти положения дианализа являются выражением персоналистического подхода в психотерапии и консультировании (онтологический персонализм). Личность человека есть абсолютно конкретное, уникальное (имеющая личное имя) и вместе с тем всеобщее выражение человеческой сути, в отличие от психики, которая есть абстракция.
Психические процессы, как и психофизиология, биохимия и биологические реакции являются по своей сути совершенно безличностными процессами, поэтому они и не должны интересовать психотерапевта и психолога, во всяком случае — приковывать их внимание.
Личность несёт ответственность за то, как именно жизненные противоречия отражаются на личностных планах, как искажаются, как используются они при формировании жизненных выборов и способов адаптации. Личность — источник смысла, реальная действительность — источник жизненных ресурсов, человек — источник активности. Внутри личности противоречий нет (Спиноза: «душа сама себе не противоречит»), следовательно, личность едина и не делима.
Делимость и структура есть в «Я-образе», который сам по себе есть предмет самосознания, а не «ядро личности»(или «ядро ядра»). Григорий Сковорода в своё время учил, что центром «самости» является не психика, а «благое сердце» или душа — «царица чувств».
Делимость и структура есть в «Я-образе», который сам по себе есть предмет самосознания, а не «ядро личности»(или «ядро ядра»). Григорий Сковорода в своё время учил, что центром «самости» является не психика, а «благое сердце» или душа — «царица чувств».
Процесс терапии можно описать, используя словарь терминов декалога. В этом случае получается детальное (протокольное) описание техники работы консультанта и психотерапевта.
Дианализ позволяет работать в самой разнообразной технике, на самых разных регистрах и уровнях, в любом стиле, какой лучше всего подходит терапевту. При всём стилевом и техническом разнообразии деятельности дианалитика, при всём разнообразии и непредсказуемости поведения клиента, внутренняя логика самой деятельности, основанной на пентадном мышлении, будет одной и той же.
С помощью этого же словаря можно детально описывать и словесно фиксировать результаты работы консультанта-терапевта и его клиента. Принципы дианализа полностью применимы и к самой работе дианалитика, в которой синтезируются протокольная строгость самой консультативно-терапевтической деятельности и творческий подход к проблемам личности клиента.
Дианализ позволяет работать в самой разнообразной технике, на самых разных регистрах и уровнях, в любом стиле, какой лучше всего подходит терапевту. При всём стилевом и техническом разнообразии деятельности дианалитика, при всём разнообразии и непредсказуемости поведения клиента, внутренняя логика самой деятельности, основанной на пентадном мышлении, будет одной и той же.
С помощью этого же словаря можно детально описывать и словесно фиксировать результаты работы консультанта-терапевта и его клиента. Принципы дианализа полностью применимы и к самой работе дианалитика, в которой синтезируются протокольная строгость самой консультативно-терапевтической деятельности и творческий подход к проблемам личности клиента.
Базовая техника дианализа
Техники работы обобщены в пяти «формах» дианализа. Формы — устойчивые, универсальные способы работы с сознанием клиента, методы выявления, понимания и обработки содержания психической деятельности. В дианализе термин «бессознательное» не используется из-за отсутствия особой необходимости в нём. Когда это надо, используются более конкретные и точные термины: «автоматизмы», «установки», «реакции», «побуждения», «потребности», а также — «уровни» сознания, самосознания и осознания.
С помощью «форм» можно непосредственно менять только итоговые характеристики психического процесса (Л.М.Веккер), предмет мысли и переживания, но не сам по себе отдельно взятый психический процесс, который всегда остаётся «трагически невидимым» (Прибрам) для самого человека или для внешнего наблюдателя. В «Элементарном учебнике дианализа» (Завьялов, 2004) подробно описаны формы дианализа:
Интервью: терапия очевидностью;
Дискуссия: терапия определённостью;
Диасинтез: терапия непрерывностью;
Реорганизация: терапия упорядоченностью;
Амплификация: терапия творческим расширением.
С помощью «форм» можно непосредственно менять только итоговые характеристики психического процесса (Л.М.Веккер), предмет мысли и переживания, но не сам по себе отдельно взятый психический процесс, который всегда остаётся «трагически невидимым» (Прибрам) для самого человека или для внешнего наблюдателя. В «Элементарном учебнике дианализа» (Завьялов, 2004) подробно описаны формы дианализа:
Интервью: терапия очевидностью;
Дискуссия: терапия определённостью;
Диасинтез: терапия непрерывностью;
Реорганизация: терапия упорядоченностью;
Амплификация: терапия творческим расширением.
Первые две формы дианализа (интервью и дискуссия) являются широко используемыми не только в консультировании и психотерапии способами общения, и не являются собственно «лечебными средствами». Эти формы могут с успехом использоваться в любой терапии для создания необходимых психологических условий для выздоровления.
Третья форма — диасинтез, в которой расписана детальная работа с воображаемыми объектами, является исконно терапевтической формой. Работа с образами всегда использовалась как мощное средство воздействия на сознание человека. Последние две формы — Реорганизация и Амплификация также универсальные формы так называемых «развивающих практик» (А.Л Катков).
Основные проблемы, с которыми можно успешно справляться с помощью дианализа, следующие:
Интервью: терапия очевидностью
Дискуссия: терапия определённостью;
Диасинтез: терапия непрерывностью;
Реорганизация: терапия упорядоченностью;
Амплификация: терапия творческим расширением.
Третья форма — диасинтез, в которой расписана детальная работа с воображаемыми объектами, является исконно терапевтической формой. Работа с образами всегда использовалась как мощное средство воздействия на сознание человека. Последние две формы — Реорганизация и Амплификация также универсальные формы так называемых «развивающих практик» (А.Л Катков).
Применение дианализа
Основные проблемы, с которыми можно успешно справляться с помощью дианализа, следующие:
Интервью: терапия очевидностью
Дискуссия: терапия определённостью;
Диасинтез: терапия непрерывностью;
Реорганизация: терапия упорядоченностью;
Амплификация: терапия творческим расширением.
Протокол дианализа
Практическая реализация дианализа осуществляется с помощью протокола. Протокол Дианализа — формализованная программа помощи, разложенная на стадии и стороны процесса оказания помощи.
Первая стадия: Установление контакта, знакомство не только с самим клиентом, но и с его жизненной ситуацией, внутренними событиями (переживаниями и «симптомами»), которые рассматриваются как отражение внешних жизненных событий. Запрос, то есть желательная цель клиента, находится на стороне терапевта, поскольку запрос должен точно соответствовать компетенции терапевта.
Вторая стадия: Детальное исследование выделенной проблемы, превращение её из свободного рассказа (нарратива) в логическую антиномическую конструкцию, выражающую реальное столкновение сил и тенденций в жизни клиента.
Третья стадия: Нахождение движущей (терапевтической) идеи, которая в логическом плане есть «локальный синтез» противоречий. Отделение достижимых целей от недостижимой (мечта).
Четвёртая стадия: Превращение движущей идеи в план поведенческой реализации — обсуждение альтернатив выбора и поступков, исполнение плана ответственного поведения, выполнение терапевтических заданий, изменения в поведении и состоянии клиента.
Пятая стадия: Завершение проработки выделенной проблемы, резюме, выход на новую проблему, более высокого уровня. Переговоры о продолжении терапии на новом витке спирали оказания психологической помощи.
Вторая стадия: Детальное исследование выделенной проблемы, превращение её из свободного рассказа (нарратива) в логическую антиномическую конструкцию, выражающую реальное столкновение сил и тенденций в жизни клиента.
Третья стадия: Нахождение движущей (терапевтической) идеи, которая в логическом плане есть «локальный синтез» противоречий. Отделение достижимых целей от недостижимой (мечта).
Четвёртая стадия: Превращение движущей идеи в план поведенческой реализации — обсуждение альтернатив выбора и поступков, исполнение плана ответственного поведения, выполнение терапевтических заданий, изменения в поведении и состоянии клиента.
Пятая стадия: Завершение проработки выделенной проблемы, резюме, выход на новую проблему, более высокого уровня. Переговоры о продолжении терапии на новом витке спирали оказания психологической помощи.
На стороне клиента располагаются 12 пунктов зоны ответственности самого клиента,
на стороне консультанта 12 пунктов динамического процесса:
для ясности - смотреть протокол дианализа по ссылке
на стороне консультанта 12 пунктов динамического процесса:
для ясности - смотреть протокол дианализа по ссылке
Тематика («пункт»)
|
Сторона клиента
|
Сторона консультанта
|
Внешнее событие
|
Событие
|
Повод обращения
|
Внутреннее событие
|
Переживание
|
Причина обращения
|
Экспрессия
|
Симптом
|
Запрос на изменение
|
Детализация
|
Проблема как рассказ
|
Проблема как конструкт
|
Концептуализация
|
Гипотеза «полома»
|
Неудачный синтез
|
Достижимое
|
Цель
|
Доступ к ресурсу
|
Недостижимое
|
Мечта
|
Идея (идеал)
|
Альтернативы
|
Мероприятия
|
Задание
|
План
|
Действия
|
Тренинг
|
Осмысление
|
Мотив
|
Подкрепление
|
Резюме
|
Обобщение
|
Терминация
|
Окончание
|
Итог
|
Новая проблема
|
Протокол дианализа отражает равенство сторон в терапевтическом процессе, что ведёт к минимизации так называемой «ошибки всемогущества» в терапии, когда психотерапевт или консультант пытается решить (или даже взять на себя) все проблемы своего клиента.
Рекреативный дианализ
Дианалитические путешествия и сессии на свежем воздухе, чаще всего в горах (Алтай, Крым), как вариант рекреационного туризма. Используются как альтернатива «личной терапии» при обучении психотерапии[7]. В дианалитической рекреации основная цель тренинга — прочувствовать контакт с объектами природы и культуры в их единении и осознать их совокупное воздействие[8].Обучение дианализу
Обучающие семинары по дианализу проводятся с 1998 года в России, и с 2000 на Украине и в Казахстане. К настоящему моменту 7 специалистов по дианализу сертифицированы ЕАП (European Certificate for Psychotherapy (ECP)), подтвердив европейский образовательный стандарт по психотерапии. Базовая программа по дианализу включает 300 часов теоретической подготовки и 150 часов практического освоения навыков работы с конкретными проблемами.Остальные 450 часов, входящие в стандарт обучения, распределяются по выбору обучающегося: он может изучать другие модальности в рамках полимодального направления, либо углублённо изучать дианализ и связанные с ним фундаментальные работы по психологии, логике, социологии и конфликтологии. Дианализ, в соответствии с европейским стандартом (Страсбургская декларация 1990 г. См. текст на англ.), является дополнительным образованием для врачей и психологов.
Примечания
↑ Общественная организация врачей-психотерапевтов и психологов, занимающихся вопросами психического здоровья, представляющая российских специалистов в Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАП). Зарегистрирована в 1998 году. Бессменный президент ОППЛ — профессор Виктор Викторович Макаров. Организация объединяет более 5000 психотерапевтов в России и странах СНГ и руководствуется в своей работе европейскими стандартами подготовки психотерапевтов.
↑ Завьялов Владимир Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор, известен в научных кругах своими работами по мотивации алкоголизма, заведовал кафедрой психотерапии и психологического консультирования в Новосибирском государственном медицинском университете с 1998 по 2009. В настоящее время руководит группой по валидизации методов психотерапии в лаборатории психофозиологии (рук. академик Л. И. Афтанас) НИИ физиологии СО РАМН. Является руководителем секции дианализа в ОППЛ.
↑ Дианалитическая «пентада» — переработка лосевской логической структуры «тетрактида». Для всестороннего анализа сущности симптома или иного психического феномена аналитик строит сложное суждение, в котором полагается само существование феномена (момент «Одно»), его бесконечные определения (момент «Многое»), трансцендентальность, то есть переходы феномена из одного состояния в другое (момент «Становление»), фактическое воплощение или «телесность», материальность изучаемого феномена (момент «Ставшее») и его символическое воплощение в символе и мифе (момент «Нестановящееся»)
↑ Случай фобии у 45летнего офицера контрразведки, описанный в книге «У смерти твои глаза: дианализ страхов» (2004, с.70-74.)
↑ .Этот «локальный синтез» идеи смерти и требований жизни помог одному из клиентов дианализа, который переживал острейший страх смерти после «панической атаки».
↑ Основные идеи дианализа алкогольной зависимости изложены в книге В. Ю. Завьялова«Пьющий мужчина»
↑ Стандартное требование при обучении психотерапии — пройти терапию и опытного психотерапевта с целью профилактического лечения и приобретения клиентского опыта (компетенция психотерапевта по стандартам EAP)
↑ Это — вариант так называемых «рефлективных практик» (en:Reflective practice), необходимых для полноценной профессиональной подготовки
↑ Общественная организация врачей-психотерапевтов и психологов, занимающихся вопросами психического здоровья, представляющая российских специалистов в Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАП). Зарегистрирована в 1998 году. Бессменный президент ОППЛ — профессор Виктор Викторович Макаров. Организация объединяет более 5000 психотерапевтов в России и странах СНГ и руководствуется в своей работе европейскими стандартами подготовки психотерапевтов.
↑ Завьялов Владимир Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор, известен в научных кругах своими работами по мотивации алкоголизма, заведовал кафедрой психотерапии и психологического консультирования в Новосибирском государственном медицинском университете с 1998 по 2009. В настоящее время руководит группой по валидизации методов психотерапии в лаборатории психофозиологии (рук. академик Л. И. Афтанас) НИИ физиологии СО РАМН. Является руководителем секции дианализа в ОППЛ.
↑ Дианалитическая «пентада» — переработка лосевской логической структуры «тетрактида». Для всестороннего анализа сущности симптома или иного психического феномена аналитик строит сложное суждение, в котором полагается само существование феномена (момент «Одно»), его бесконечные определения (момент «Многое»), трансцендентальность, то есть переходы феномена из одного состояния в другое (момент «Становление»), фактическое воплощение или «телесность», материальность изучаемого феномена (момент «Ставшее») и его символическое воплощение в символе и мифе (момент «Нестановящееся»)
↑ Случай фобии у 45летнего офицера контрразведки, описанный в книге «У смерти твои глаза: дианализ страхов» (2004, с.70-74.)
↑ .Этот «локальный синтез» идеи смерти и требований жизни помог одному из клиентов дианализа, который переживал острейший страх смерти после «панической атаки».
↑ Основные идеи дианализа алкогольной зависимости изложены в книге В. Ю. Завьялова«Пьющий мужчина»
↑ Стандартное требование при обучении психотерапии — пройти терапию и опытного психотерапевта с целью профилактического лечения и приобретения клиентского опыта (компетенция психотерапевта по стандартам EAP)
↑ Это — вариант так называемых «рефлективных практик» (en:Reflective practice), необходимых для полноценной профессиональной подготовки
Литература
• Завьялов В. Ю. Необъявленная психотерапия.— М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 250 с. ISBN 5-8291-0031-2 (Академический Проект), ISBN 5-88687-072-5 (Деловая книга)
• Завьялов В. Ю. Элементарный учебник дианализа. — Новосибирск: СО РАМН, 2004. — 416 с. ISBN 5-93239-054-9
• Завьялов В. Ю. У смерти твои глаза: дианализ страхов. — Новосибирск: СО РАМН, 2004. — 280 с.
(Серия «Дианализ трудных вопросов жизни»). ISBN 5-93239-051-4
• Завьялов В. Ю. Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования. — Новосибирск: Издательский дом «Манускрипт», 2007. — 286 с. ISBN 5-93240-110-9
• Завьялов В. Ю. Культурные традиции в психотерапии с точки зрения дианализа//Психотерапия. — 2008. —
№ 9 (69). — С.16-17
Ссылки
Список российских модальностей на сайте ОППЛ (в
списке №15. Дианализ. Владимир Юрьевич Завьялов. Новосибирск)