09.03.2016

Дианализ это: ...

Дианализ — это российская модальность психотерапии, (по старому — метод психотерапии), психологического консультирования и коучинга, зарегистрированная Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической лигой (ОППЛ)[1] в 2004 году. Дианализ создан в 1998 году профессором Владимиром Юрьевичем Завьяловым[2] как методология практической психотерапии и психологического консультирования для русскоязычных психотерапевтов и их клиентов. Термин дианализ и логотип дианализа защищён товарным знаком в 2004 году.

Теоретической основой дианализа является русская школа феноменологии А. Ф. Лосева, в частности, основные положения «Абсолютной диалектики и абсолютной мифологии» философа. Проблема человека понимается как неполный синтез противоречий — противоположных тенденций, противоборствующих идей, внутренних конфликтов и т. д. 

Задача дианализа — помочь человеку найти более совершенный синтез. Симптом расстройства рассматривается как выражение или символ неполного синтеза противоположностей. Симптом одновременно и помогает человеку «связать концы с концами», и причиняет страдания. 

По этой причине симптом не удаляется, а трансформируется, насколько это возможно, с помощью так называемой «терапевтической идеи» — культурного образца разрешения типичных противоречий в жизни человека. 

Например, обряд похорон и связанных с ним многочисленных способов хранения памяти об умершем, является культурно зафиксированным синтезом потери (реальность бытия) и желания воскресить,«вернуть» умершего (воображаемое или смысловая необходимость). 

Пока человек не «отпустит покойника», он переживает горе, испытывает страдание, связанное с лишением общения со значимым человеком или непреодолённой зависимостью от умершего. Когда указанные противоположности синтезируются в образах памяти и ритуалах поминания, работа горя заканчивается. 

Терапия в дианализе следует такому естественному процессу адаптации к изменениям в жизни. Философскими образцами для формулирования терапевтической идеи взяты знаменитые синтезы А. Ф. Лосева из «Диалектики мифа» и работы "АБСОЛЮТНАЯ ДИАЛЕКТИКА - АБСОЛЮТНАЯ МИФОЛОГИЯ

Сущность дианализа

Основные идеи дианализа 

Девиз дианализа: «Всматривайся в эйдос, постигай логос», что означает внимательное выслушивание рассказа клиента, одномоментную с этим проверку точности понимания высказываний по лицевой экспрессии и внешнему поведению рассказчика, построение гипотез о внутренней логической структуре переживаний, проверку этих гипотез всесторонним анализом с помощью «пентадной диалектики»[3]. 


Сущность симптома невидима, видимы только внешние его проявления, то есть инобытие симптома, то, чем симптом на самом деле не является. Например, страх аннигиляции, который проявлялся в фобии лифта[4] у взрослого и смелого мужчины. Бывший контрразведчик боялся ездить в лифте, воображая, что лифт «проглотит его».

Фобия появилась после ссоры с другом-партнёром по бизнесу. Друг, тоже бывший офицер-разведчик, предал своего товарища и разорил клиента. Ответить местью, например, убить и вернуть отнятое, клиент не мог по этическим соображениям, но и простить другу подлость и продолжать по-дружески относиться, плюнув на потерянные деньги, также не смог. «Синтезом» противоречивых чувств и стал симптом фобии, который причудливым образом соединил актуальный конфликт интересов и воспоминания детства о наказании «кладовкой» — бабушка «арестовывала» внука за проказы. Поездка в кабине лифта никаким образом не выражала фрустрацию дружеских чувств, то есть являлась «инобытием» сложного переживания потери друга. 

Всматриваясь в эйдос (картины исчезновения, «самоаннигиляции» в шахте лифта, как в чреве воображаемого чудовища), нужно было постиь «логос» — диалектику чувств «друг_враг»: старый друг стал врагом, оставаясь тем не менее другом, которого никак нельзя «мочить в сортире»(во время сеанса дианализа кабина лифта предстала в воображении клиента в форме туалетной кабинки!)

Формула дианализа: Примирение неизбежных противоречий в жизни личности. Примирение означает «гармонический синтез», «разрешение конфликта», «компромисс», «кентавристика». С точки зрения дианализа никакая реальная проблема человека не может быть решена или разрешена. 

Проблему можно понять, а решить можно только задачу, сформулированную на основе понимания актуальной проблемы. Само решение будет «локальным синтезом» выявленных противоречий. Нельзя, например, примирить жизнь и смерть, но можно найти «локальный синтез» этих глобальных противоположностей. Скажем, человеческая кожа, её верхний слой эпидермиса, как раз и является таким локальным синтезом мёртвого и живого: кожа — живой орган, проявление жизни, а часть её, которая называется эпидермисом, есть проявление смерти или воплощение смерти [5] 

Главные термины формулы — «жизнь» и «личность». Психотерапия и консультирование в дианализе есть фокусировка именно на «жизни личности» или «личностном бытии» человека, а не на таких популярных в традиционной психотерапии феноменах, как синдром, симптом, невроз, психоз или перверзия.

Определение личности в дианализе следующее: личность есть смысловое всеединство человека. Понятие личность, следовательно, относится к смысловой сфере бытия человека, а не к его психической структуре, сознательному или бессознательному. Поскольку личность не есть структура в таком определении, то она не может быть источником проблем. Аксиома личности в дианализе: личность — носитель проблемы. 

Источником проблем является сама внешняя реальность с её многообразными столкновениями и сплетениями разных интересов и сил. Психика, как репрезентация реальности, может являться источником проблемы (так называемый внутренний конфликт), но смысл (личностный смысл) не есть проблема. 

Эти положения дианализа являются выражением персоналистического подхода в психотерапии и консультировании (онтологический персонализм). Личность человека есть абсолютно конкретное, уникальное (имеющая личное имя) и вместе с тем всеобщее выражение человеческой сути, в отличие от психики, которая есть абстракция. 

Психические процессы, как и психофизиология, биохимия и биологические реакции являются по своей сути совершенно безличностными процессами, поэтому они и не должны интересовать психотерапевта и психолога, во всяком случае — приковывать их внимание.

Личность несёт ответственность за то, как именно жизненные противоречия отражаются на личностных планах, как искажаются, как используются они при формировании жизненных выборов и способов адаптации. Личность — источник смысла, реальная действительность — источник жизненных ресурсов, человек — источник активности. Внутри личности противоречий нет (Спиноза: «душа сама себе не противоречит»), следовательно, личность едина и не делима. 

Делимость и структура есть в «Я-образе», который сам по себе есть предмет самосознания, а не «ядро личности»(или «ядро ядра»). Григорий Сковорода в своё время учил, что центром «самости» является не психика, а «благое сердце» или душа — «царица чувств».

Процесс терапии можно описать, используя словарь терминов декалога. В этом случае получается детальное (протокольное) описание техники работы консультанта и психотерапевта. 

Дианализ позволяет работать в самой разнообразной технике, на самых разных регистрах и уровнях, в любом стиле, какой лучше всего подходит терапевту. При всём стилевом и техническом разнообразии деятельности дианалитика, при всём разнообразии и непредсказуемости поведения клиента, внутренняя логика самой деятельности, основанной на пентадном мышлении, будет одной и той же. 


С помощью этого же словаря можно детально описывать и словесно фиксировать результаты работы консультанта-терапевта и его клиента. Принципы дианализа полностью применимы и к самой работе дианалитика, в которой синтезируются протокольная строгость самой консультативно-терапевтической деятельности и творческий подход к проблемам личности клиента.

Базовая техника дианализа

Техники работы обобщены в пяти «формах» дианализа. Формы — устойчивые, универсальные способы работы с сознанием клиента, методы выявления, понимания и обработки содержания психической деятельности. В дианализе термин «бессознательное» не используется из-за отсутствия особой необходимости в нём. Когда это надо, используются более конкретные и точные термины: «автоматизмы», «установки», «реакции», «побуждения», «потребности», а также — «уровни» сознания, самосознания и осознания. 

С помощью «форм» можно непосредственно менять только итоговые характеристики психического процесса (Л.М.Веккер), предмет мысли и переживания, но не сам по себе отдельно взятый психический процесс, который всегда остаётся «трагически невидимым» (Прибрам) для самого человека или для внешнего наблюдателя. В «Элементарном учебнике дианализа» (Завьялов, 2004) подробно описаны формы дианализа:


Интервью: терапия очевидностью;
Дискуссия: терапия определённостью;
Диасинтез: терапия непрерывностью;
Реорганизация: терапия упорядоченностью;
Амплификация: терапия творческим расширением.

Первые две формы дианализа (интервью и дискуссия) являются широко используемыми не только в консультировании и психотерапии способами общения, и не являются собственно «лечебными средствами». Эти формы могут с успехом использоваться в любой терапии для создания необходимых психологических условий для выздоровления. 

Третья форма — диасинтез, в которой расписана детальная работа с воображаемыми объектами, является исконно терапевтической формой. Работа с образами всегда использовалась как мощное средство воздействия на сознание человека. Последние две формы — Реорганизация и Амплификация также универсальные формы так называемых «развивающих практик» (А.Л Катков). 


Применение дианализа 


Основные проблемы, с которыми можно успешно справляться с помощью дианализа, следующие: 


Интервью: терапия очевидностью
Дискуссия: терапия определённостью;
Диасинтез: терапия непрерывностью;
Реорганизация: терапия упорядоченностью;
Амплификация: терапия творческим расширением.


Протокол дианализа 

Практическая реализация дианализа осуществляется с помощью протокола. Протокол Дианализа — формализованная программа помощи, разложенная на стадии и стороны процесса оказания помощи.

Первая стадия: Установление контакта, знакомство не только с самим клиентом, но и с его жизненной ситуацией, внутренними событиями (переживаниями и «симптомами»), которые рассматриваются как отражение внешних жизненных событий. Запрос, то есть желательная цель клиента, находится на стороне терапевта, поскольку запрос должен точно соответствовать компетенции терапевта. 

Вторая стадия: Детальное исследование выделенной проблемы, превращение её из свободного рассказа (нарратива) в логическую антиномическую конструкцию, выражающую реальное столкновение сил и тенденций в жизни клиента. 

Третья стадия: Нахождение движущей (терапевтической) идеи, которая в логическом плане есть «локальный синтез» противоречий. Отделение достижимых целей от недостижимой (мечта). 

Четвёртая стадия: Превращение движущей идеи в план поведенческой реализации — обсуждение альтернатив выбора и поступков, исполнение плана ответственного поведения, выполнение терапевтических заданий, изменения в поведении и состоянии клиента. 

Пятая стадия: Завершение проработки выделенной проблемы, резюме, выход на новую проблему, более высокого уровня. Переговоры о продолжении терапии на новом витке спирали оказания психологической помощи. 


На стороне клиента располагаются 12 пунктов зоны ответственности самого клиента,
на стороне консультанта 12 пунктов динамического процесса:
для ясности - смотреть протокол дианализа по ссылке

Тематика («пункт»)
Сторона клиента
Сторона консультанта
Внешнее событие
Событие
Повод обращения
Внутреннее событие
Переживание
Причина обращения
Экспрессия
Симптом
Запрос на изменение
Детализация
Проблема как рассказ
Проблема как конструкт
Концептуализация
Гипотеза «полома»
Неудачный синтез
Достижимое
Цель
Доступ к ресурсу
Недостижимое
Мечта
Идея (идеал)
Альтернативы
Мероприятия
Задание
План
Действия
Тренинг
Осмысление
Мотив
Подкрепление
Резюме
Обобщение
Терминация
Окончание
Итог
Новая проблема


Протокол дианализа отражает равенство сторон в терапевтическом процессе, что ведёт к минимизации так называемой «ошибки всемогущества» в терапии, когда психотерапевт или консультант пытается решить (или даже взять на себя) все проблемы своего клиента.

Рекреативный дианализ 

Дианалитические путешествия и сессии на свежем воздухе, чаще всего в горах (Алтай, Крым), как вариант рекреационного туризма. Используются как альтернатива «личной терапии» при обучении психотерапии[7]. В дианалитической рекреации основная цель тренинга — прочувствовать контакт с объектами природы и культуры в их единении и осознать их совокупное воздействие[8]. 


Обучение дианализу 

Обучающие семинары по дианализу проводятся с 1998 года в России, и с 2000 на Украине и в Казахстане. К настоящему моменту 7 специалистов по дианализу сертифицированы ЕАП (European Certificate for Psychotherapy (ECP)), подтвердив европейский образовательный стандарт по психотерапии. Базовая программа по дианализу включает 300 часов теоретической подготовки и 150 часов практического освоения навыков работы с конкретными проблемами. 

Остальные 450 часов, входящие в стандарт обучения, распределяются по выбору обучающегося: он может изучать другие модальности в рамках полимодального направления, либо углублённо изучать дианализ и связанные с ним фундаментальные работы по психологии, логике, социологии и конфликтологии. Дианализ, в соответствии с европейским стандартом (Страсбургская декларация 1990 г. См. текст на англ.), является дополнительным образованием для врачей и психологов.

Примечания 

↑ Общественная организация врачей-психотерапевтов и психологов, занимающихся вопросами психического здоровья, представляющая российских специалистов в Европейской Ассоциации Психотерапевтов (ЕАП). Зарегистрирована в 1998 году. Бессменный президент ОППЛ — профессор Виктор Викторович Макаров. Организация объединяет более 5000 психотерапевтов в России и странах СНГ и руководствуется в своей работе европейскими стандартами подготовки психотерапевтов. 

↑ Завьялов Владимир Юрьевич, доктор медицинских наук, профессор, известен в научных кругах своими работами по мотивации алкоголизма, заведовал кафедрой психотерапии и психологического консультирования в Новосибирском государственном медицинском университете с 1998 по 2009. В настоящее время руководит группой по валидизации методов психотерапии в лаборатории психофозиологии (рук. академик Л. И. Афтанас) НИИ физиологии СО РАМН. Является руководителем секции дианализа в ОППЛ. 


↑ Дианалитическая «пентада» — переработка лосевской логической структуры «тетрактида». Для всестороннего анализа сущности симптома или иного психического феномена аналитик строит сложное суждение, в котором полагается само существование феномена (момент «Одно»), его бесконечные определения (момент «Многое»), трансцендентальность, то есть переходы феномена из одного состояния в другое (момент «Становление»), фактическое воплощение или «телесность», материальность изучаемого феномена (момент «Ставшее») и его символическое воплощение в символе и мифе (момент «Нестановящееся») 


↑ Случай фобии у 45летнего офицера контрразведки, описанный в книге «У смерти твои глаза: дианализ страхов» (2004, с.70-74.) 

↑ .Этот «локальный синтез» идеи смерти и требований жизни помог одному из клиентов дианализа, который переживал острейший страх смерти после «панической атаки». 

↑ Основные идеи дианализа алкогольной зависимости изложены в книге В. Ю. Завьялова«Пьющий мужчина» 

↑ Стандартное требование при обучении психотерапии — пройти терапию и опытного психотерапевта с целью профилактического лечения и приобретения клиентского опыта (компетенция психотерапевта по стандартам EAP) 

↑ Это — вариант так называемых «рефлективных практик» (en:Reflective practice), необходимых для полноценной профессиональной подготовки

Литература
• Завьялов В. Ю. Необъявленная психотерапия.— М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 250 с. ISBN 5-8291-0031-2 (Академический Проект), ISBN 5-88687-072-5 (Деловая книга)
• Завьялов В. Ю. Элементарный учебник дианализа. — Новосибирск: СО РАМН, 2004. — 416 с. ISBN 5-93239-054-9
• Завьялов В. Ю. У смерти твои глаза: дианализ страхов— Новосибирск: СО РАМН, 2004. — 280 с. (Серия «Дианализ трудных вопросов жизни»). ISBN 5-93239-051-4
• Завьялов В. Ю. Смысл нерукотворный: методология дианалитической терапии и консультирования— Новосибирск: Издательский дом «Манускрипт», 2007. — 286 с. ISBN 5-93240-110-9
• Завьялов В. Ю. Культурные традиции в психотерапии с точки зрения дианализа//Психотерапия. — 2008. — № 9 (69). — С.16-17
Ссылки
Список российских модальностей на сайте ОППЛ (в списке №15. Дианализ. Владимир Юрьевич Завьялов. Новосибирск)