28.03.2020

Движущая идея | Глава 18 Протокол Дианализа


Часть 3
ДИАСИНТЕЗ

Глава 18
ПРОТОКОЛ ДИАНАЛИЗА

Движущая идея

На клиентской стороне - «цель» и «мечта», на стороне специалиста — «доступ» к ресурсам и сформулированная «идея» необходимых перемен. Этот раздел протокола можно сравнить с эскизом, первым концептуальным наброском будущего изменения в состоянии клиента.

В психотерапии обсуждаются несколько подходов к объяснению феномена «изменение». Каждый клиент, приходя к психотерапевту, хочет измениться, обычно, «к лучшему». В чём проявятся ожидаемые улучшения - изменения? Попробуем найти пентаду изменений.

1. Теория «инсайта»: когда человек поймёт пагубность своих действий, своих заблуждений, ошибочных представлений, тогда он сам и переменит участь(то же, что и в христианской доктрине преображения человека через получение благой вести).

2. Теория научения: когда новое поведение, изменение будет чем-то значимым подкрепляться, тогда оно и будет повторяться вновь и вновь(то же, что и в экономической модели человека как участника обмена, в крайнем своём выражении — «коррупционная» модель внесения изменений).

3. Теория самоорганизации систем: когда система самоорганизуется, то все её подсистемы образуют некую последовательность, сохраняя динамическое равновесие - гомеостаз. Чтобы измениться, находясь в такой самоорганизующейся системе, необходимо «просто» изменить последовательность, но не самого себя. Так, психотерапия сама по себе изменяет существующее положение вещей - «последовательность» - из-за временного присутствия личности психотерапевта(то же, что и в теории «матрёшки» или «вложенных одна в Другую систем»).

4. Парадоксальная теория изменения Перлса: чтобы измениться, не нужно вообще ничего менять - надо принять самого себя, какой ты есть(то же, что и в буддизме). Фактически так и происходит на самом деле. Терапевт ничего и не меняет в жизни своего клиента, кроме собственных представлений о нём. Эти изменения мнения терапевта и «воздействуют» на самого клиента. Он становится свидетелем того, как могут измениться у другого человека представления о нём самом.

5. Ономатодоксия А.Ф. Лосева: чтобы измениться, необходимо именовать новое состояние, скрепить именем искомую сущность(сущность не отделима от имени, но не тождественна имени; вещь и тождественна имени и отлична от него).

В дианализе все пять подходов синтезированы в практике принятия(4), осмысления(1), становления(3), повторения(2) и именования(5) изменений, происходящих с человеком в процессе и результате психотерапии.

Цель - желаемое состояние или некая эффективная деятельность, которая приведёт к положительным результатам. Конечно, речь идёт не об одной цели, а её серии целей, которые соединены единым смыслом продолжения жизни или «развитием личности», например. Никто не может заранее сказать, истинна ли какая-либо выбранная цель из этой последовательности.

Согласно адлерианской «индивидуальной психологии» конечная цель, к которой стремится любой человек, есть фикция(«фикциониый финализм» А.Адлера), некий жизненный мираж, который рано или поздно(лучше поздно) рассеивается, раскрывая чёрную бездну небытия и могильного холода. Смерть не является целью жизни! Цель жизни — сама жизнь во всяких её проявлениях. Однако эта цель должна быть сформулирована в терминах конкретных достижений, достижимых объектов и состояний.

Мечта — недостижимая цель, которую никак нельзя «превратить в реальность». Это и есть полноценная, настоящая мечта. Если мечта легко превращается в реальный объект или состояние, то это и не «мечта» вовсе, а достижимая цель. В дианализе строжайше разделяются достижимые цели, которые превращаются в «план ответственного поведения», и «мечты», которые никогда не воплощаются по плану, а если и воплощаются, то такой феномен всегда назывался «чудом».

Чудо есть категория мифическая(А.Ф. Лосев: «миф — чудесная история личности, данная в словах»). Мечта есть цель внутреннего преображения человека, которая совсем ничего не требует для своего исполнения. Мечте можно и нужно только радоваться, но не пытаться её «исполнить». Это дианалитическое рассуждение вызывает много споров на семинарах по дианализу. Обычно всех учат тому, что «мечта исполняется», что рано или поздно «мечта воплощается в действительность». Такое толкование мечты неминуемо приводит к убеждению, что чудо есть вмешательство сверхъестественных сил, а не «чудо воображения», «абсолютного иммагинатива»(Я. Голосовкер).

Вера в осуществимость мечты (Паоло Коэльо — бразильский писатель, выражающий якобы мечты русских девушек) на самом деле толкает людей к разочарованию. А что, если мечта не станет реальностью? Силы «небесные», «магические» не вмешаются и не исполнят желания? Катастрофа. Желание останется неисполненным, а это — фрустрация. Фрустрация ведёт к неправильному реагированию: гнев(экстрапунитивная реакция), депрессия(интрапунитивная), безразличие(имнунитивная реакция). Три вида патологии. Поэтому лучше сразу обрадоваться мечте, сделать её основанием постоянной радости, а не удовлетворения.

Доступ - популярное толкование «психотехник» в современной психотерапии, направленной на решение конкретных задач. В буквальном смысле - это обозначение актуализации имеющегося ресурса у клиента. Например, память об успешных делах, достижениях в прошлом, есть личный ресурс человека. Во время психотерапии эти воспоминания легко могут быть превращены в образы эффективного поведения, по которым можно строить реализуемые планы в настоящем и ближайшем будущем.

Самым мощным ресурсом, однако, является коллективная память народа, в которой имеются прототипы успешного и эффективного поведения в любой жизненной ситуации. В дианализе это называется «Космо-Психо-Лотосом»(термин Г. Гачева) или «сквозными смыслами культуры», которыми пронизаны и наши мечты и реалистические планы. Доступ к этой системе смыслов достигается через язык и так называемые «знаковые системы»(знания, опыт, обряд и ритуал).

Идея  - то, что приходит на ум специалисту (нерукотворный смысл), что ему необходимо самому понять, проанализировать, облечь в словесную форму, а от словесную форму воплотить в живое, хорошо интонированное, снабженное соответствующими жестами, мимикой и движениями всего тела, высказывание, адресованное клиенту.

Идею не создают, не конструируют, не собирают по частям, её принимают. Для этого необходимо очистить соответствующее место в неком «когнитивном пространстве», т.е. освободиться от готовых рецептов, готовых идей, «домашних заготовок» и аналогий типа: «Вы - как тот пациент из 32 лекции З.Фрейда». На такое чистое место и следует «зазывать» идею преображения личности.


вся книга - читать по главам по  ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html