29.03.2020

План ответственного поведения | Глава 18 Протокол Дианализа


Часть 3
ДИАСИНТЕЗ

Глава 18
ПРОТОКОЛ ДИАНАЛИЗА

План ответственного поведения

Мероприятие - принятие соответствующих мер, исправление того, что можно исправить немедленно, например, манеру изложения взгляда на жизненные события, позу, в которой человек сидит, размышляя о жизни, интонацию, силу звука голоса и прочее. В некоторых системах помощи практикуются совершенно простые меры, например, очень громко сказать то, что нужно было бы сказать в стрессовой ситуации, но сказано не было. Или ещё проще - сказать громко и решительно о том, что человек собирается сделать сегодня: «Сегодня я останусь трезвым!»

Действия - то, что реально может контролировать в полной мере человек. Физиологические процессы протекают вне сознательного контроля, эмоции - тоже. Призыв «Властвовать над чувствами» не осуществим. Над чувствами и эмоциями полноценного контроля нет. Мыслительной деятельностью человек способен управлять в большей степени, однако, как настаивает данная книга, смысл нерукотворен, им нельзя управлять.

Можно управлять процессами мышления - анализом, синтезом, абстрагированием, конкретизацией, ассоциацией, классификацией, дедукцией и индукцией. Можно управлять формализацией языка, можно создавать визуальные языки и графические модели, схемы, в которые воплощается идея. Можно в большой степени управлять движением, действиями. Есть так называемые «выразительные движения», которые являются составной частью эмоции.

Если самой эмоцией нельзя управлять, то выразительными действиями можно. На этом полностью основана актёрская техника. Управляя соответствующими действиями (выразительные движения), актёр добивается соответствующего эмоционального состояния у себя самого и у наблюдающего его поведение зрителя.

Мотив - нервно-психический план действия, его осмысливание и обоснование. Мотив включает в себя пентаду моментов:

- Субъект действия («внутреннее Я», имя личности)
- Объект действия (предмет, на которое действие направлено)
- Действие как некий процесс изменения состояния
- Фактический результат действия
- Обстоятельства действия (место, время, условия, смысл, символ)

Чтобы у клиента произошло полное осознание мотива действия, необходимо вопросами помочь ему обнаружить и зафиксировать в понятиях все указанные моменты мотива.

Задание - то, что поручает выполнить своему клиенту специалист. Задание - форма фиксации промежуточных результатов психотерапии и консультирования. Выполнение задания, данного терапевтом, есть существенная часть терапевтического плана. Само задание может быть и формой терапии.

Например, Джей Хейли написал даже книгу «Терапия испытанием. Необычные способы менять поведение». Она написана на основе терапевтической техники Милтона Эриксона, которая заключается в том, чтобы предложить клиенту задание субъективно более тяжёлое, чем сам симптом. Человек обретает контроль над неконтролируемым поведением, и таким образом избавляется от симптома. Испытание должно причинить такое же, если не большее неудобство, как и симптом. Человек обязан выполнить его, испытание не должно причинить вреда клиенту или окружающим. Терапевт практически заставляет пациентов согласиться выполнить всё, что он им скажет, и только после этого объясняет, что нужно делать.

Книга «Терапия испытанием» состоит из 12 реальных историй пациентов различных терапевтов, применяющих метод Милтона Эриксона. В каждой истории терапевты придумывают испытание, являющееся неожиданным для пациентов. Это — такие испытания, как натирание полов ночью при сильных приступах тревоги, оплата одного цента за каждый ненормальный случай мытья рук, где пена увеличивалась в геометрической прогрессии после каждого мытья рук (1,2,4,8...).

Один молодой человек с великолепными усами ничего не хотел делать, просто сидел на диване и всё. Терапевт придумала терапевтический ход: предложила ему сбрить усы, если он не начнет работать до понедельника. Мужчина нашёл работу. В следующей истории терапевт разработал несколько приёмов, которые способствовали улучшению взаимоотношений между супружеской парой, у которых возникла проблема с поведением их детей.

Тренинг - повторение некоторого действия в разных ситуациях, что ведёт к обучению применять и контролировать данное действие в любой жизненной ситуации. Например, выступать с лекцией на публике. Можно повторять заученное короткое выступление, скажем, начало лекции, связанное с обращением к аудитории, много раз в какой-нибудь модельной ситуации. Для клиента подбирается подходящая «сценическая площадка», например, коврик площадью в 0.5 м2, который будет моделировать «кафедру» или «трибуну». Стоя на таком коврике, клиент тренируется выступать перед воображаемой аудиторией. Он может это делать в состоянии гипнотического транса. «Площадкой» для тренинга будут его собственные представления. Хорошей «площадкой» для репетиций нужного социального поведения является группа клиентов или собрание членов его семьи.

Мотивирование - всё, что побуждает клиента начать перемены в собственной жизни, менять поведение, решаться на поступок и т.д. Конечно, речь прежде всего идёт о нахождении того настоящего смысла, нерукотворного, потому и истинного, которым должны осветиться исполнимые планы клиента.

«План ответственного поведения» взят из терминологии «Терапии реальностью» В. Глассера. В дианалитическом протоколе пункты планирования ответственного поведения используются в переработанном мною варианте:

- Простота. План должен быть простым и понятным. Сложные и «закрученные» планы не исполняются и бесполезно «болтаются» в голове, занимая место и время в личной жизни человека.

- Достижимость. Если намеченный план заведомо недостижим, а планируемые действия в принципе невозможны, то такой план есть на самом деле планирование несчастья и является способом причинения самому себе боли и неприятностей.

 - Измеримость. Всё, что намечается как некий результат достижения, должно иметь измерение. «Немеренное», или неизмеримое, как цель поведения, привёдет к отказу что-либо делать. Только то, что измеряется простыми способами, обладает мотивирующей силой, притягательно для исполнения.

- Незамедлительное исполнение. План эффективен в том случае, если его можно начать осуществлять немедленно, «прямо сейчас». Отложенное исполнение чего-то может быть отложено навсегда.

 - Логичность. План может(и должен) входить в более обширный план жизни вообще, логически вытекать из оценки ситуации, не противоречить другим важным планам, иметь свою логику развития.

- Контролируемость. Контроль над планированием является важным условием эффективности плана. Если планирование контролирует кто-то другой, то это будет не план собственных действий, а принуждение, против чего человек справедливо может восставать.

- Выполняемость. В отличие от «достижимости», что означает принципиальную возможность сделать нечто, данный принцип означает необходимость, неизбежность выполнения некоего задания, когда уже поздно что-либо отменять. Метафорой может служить начальная фаза прыжка в воду — равновесие уже сдвинуто, прыжка ещё нет, но полёт уже начался.

вся книга - читать по главам по  ссылке https://dianalyz-psy.blogspot.com/2015/11/blog-post_20.html